- Объясни мне, что это только что было?! - с недоумением спросил голос позади во время скромных аплодисментов.
Это был щедро одаренный фестивальными наградами фильм “Объект”. 15 минут в нём без единого диалога и с помощью долгих статичных планов показывается работа спасателей-подводников (которые никого, к слову, не спасают). Операторская работа и звук, безусловно, на высоте - всё сделано очень качественно; но уже через пять минут после начала в зале начали появляться огоньки от смартфонов.
С коротким метром такое случается. Свой первый в жизни короткометражный фильм я помню до сих пор. Скандинавское кино, в котором семь минут подряд по полю сновались голые, обклеенные огромными перьями люди. Почему, за что и, главное, с какой целью - непонятно. И в этом вся прелесть короткого метра! Он сближает режиссеров и зрителя, показывает, что режиссеры - вовсе не небожители, и просто хотят снимать кино. Не чтобы поучать вас, выжимать из вас слёзы или критиковать современное общество, а просто чтобы снимать кино.
Вы бы точно не стали два часа наблюдать за голыми людьми в перьях или плавающим подводником. Но на сеансе короткометражек это вполне допустимо и может оказаться даже забавным. В конце концов, даже если фильм - скука смертная, впереди ещё может быть очень много интересного.
“Мы читали ваши отзывы в Фейсбуке о том, что есть скучные фильмы, под которые можно заснуть и зачем вы, мол, их показываете. Я бы сказал, что зачастую в фильме главное не вкус, а послевкусие. И если что-то внутри остается, если вы однажды вспомните об этом фильме, то это уже стоит потраченного на него времени”, - объяснил организатор фестиваля Кирилл Марикуца перед началом одного из показов.
Отличным послевкусием можно отметить шотландские “Поэмы или оды горняка”. В них бывший горняк Роберт рассказывает о своем становлении на путь поэзии, о любви к Слову и об удовольствии от письма. Первые слова были для силача пыткой, но благодаря своему упорству он воспитал в себе искреннюю, неподдельную любовь к поэзии. Сюда же стоит поставить фильм “Хотару”, на который обратили внимание члены международного жюри.
Конечно, помимо фильмов с приятным послевкусием за пять дней фестиваля показали множество фильмов с замечательным вкусом, которые цепляют, рассказывают отличные истории и без лишних слов уходят. Например, британский “Оператор” - короткий метр среди короткого метра, который длится всего шесть минут. За 360 секунд режиссер успел показать отчаянную работу оператора службы спасения, до последних секунд удержать зал в сильнейшем напряжении и, наконец, любезно отпустить. “Оператор” сорвал в зале бурные аплодисменты, а большинство восторженных отзывов после сеанса из пяти фильмов были в его адрес. Поскольку автор решил опубликовать фильм в свободном доступе, мы обойдемся без лишних слов и просто предоставим вам ссылку.
Operator from Yann Heckmann on Vimeo.
Не меньшим успехом пользовалась в зале французская комедия “Партнер”. Она стала лучшим международным фильмом фестиваля как по мнению жюри, так и по результатом зрительского голосования, что не вызвало никакого удивления. Великолепная и лаконичная работа, в которой режиссер Антуан Жоржини показывает прослушивание начинающего актёра Тони. Тот выбрал “Бурю” Уильяма Шекспира и попросил своего друга сыграть для него роль прекрасной Миранды. Всё бы хорошо, но друг на прослушивание не явился, и Тони делает всё, чтобы выступить перед преподавателями. Выступить ему удается, и даже вместе с пропавшим другом, но уже не в театре и со слегка разбитым лицом.
С большим теплом зал принял комедии “Поврежденные товары” и “Павлин”. Последняя - это рассказ о чешском драматурге Ладиславе Строупежницком. В его биографии есть одна интересная деталь: однажды драматургу показалось, что во время охоты он застрелил человека, и Строупежницкий тотчас решил застрелить себя самого. На удивление, он остался в живых и до конца жизни ходил в маске с накладным носом и нижней челюстью. Режиссер решил экранизировать эту историю и с нуля воссоздать биографию господина Строупежницкого, иронично назвав его основателем метода критического реализма. Получилось занятно. “Не знаю, правдивая ли это история, но было очень смешно. И так всё стильно, классно сделано. Точно лучший фильм, что я видела за сегодня”, - делится своими впечатлениями 20-летняя студентка философского факультета Мария.
На вечерних показах KISFF было не протолкнуться: три вечера подряд большой зал “Кинопанорамы” (405 мест) был полностью заполнен, и тем, кто не успел сесть, выносили мешки и дополнительные кресла. Непонятно, как организаторы заполучили такую качественную публику, но в этом им можно только позавидовать. На показы приходили все - от подростков и хипстеров до пенсионеров (которые, по решению организаторов, смотрели кино бесплатно), и приходили с конкретной целью - смотреть кино. Объединенный этой целью, зал до самого закрытия фестиваля казался одним целым, а не четырьмя сотнями совершенно разных людей.
“В целом, конечно, необычно и красиво, с эстетической точки зрения. Но негатива очень много: убийства, самоубийства, кровь. И лично для меня слишком быстрый темп субтитров, я не всегда за ними поспевал. Больше всего понравился фильм “Шок” о событиях в Косово и их последствиях. Это актуальный для всего мира фильм о войне. Ну и для нас, конечно”, - делится впечатлениями от показа 79-летний научный сотрудник Валерий. О фестивале он узнал от своей внучки, которая работает в “Кинопанораме”.
Помимо фильмов на вечные темы, в зал попало и очень актуальное китайское кино “Под солнцем”. Это история о двух семьях, которых однажды объединила смерть женщины. Одно семейство потеряло мать, а сына другого обвинили в её убийстве. Сюжет довольно туманный: обе семьи делают всё, чтобы победить в судебном споре, и режиссер лишь намекает, как дело может разрешиться. Основной же акцент сделан на проблеме домашнего насилия. В обеих семьях царит атмосфера запугивания и страха перед насилием, и она сознательно отводит сюжетную линию на второй план.
Дело в том, что в Китае традиционно существует проблема домашнего насилия. Согласно данным All-China Women’s Federation, каждая четвертая замужняя женщина в Китае сталкивалась с физическим насилием в своей семье. Наконец, спустя более 10-ти лет борьбы правозащитных организаций, в конце 2015-го года Китай принял закон о борьбе с домашним насилием. Физическое, психологическое и любое другое насилие внутри семьи стало преступлением, а насильнику стало возможным через суд запретить приближаться к пострадавшим. В том же году вышел “Под солнцем”. Режиссер фотографически, без лишней драмы показал, как отвратительно выглядит домашнее насилие и почему с ним стоит бороться.
В этом году организаторы решили разделить международный и украинский конкурсы, выделив для украинских фильмов два отдельных блока. “Для нас странно, что украинский блок собрал так мало людей. Меньше в этом году собрала только русская анимация, и это, наверное, вопрос к режиссерам. Где ваша группа поддержки?”, - в шутку спросил организатор фестиваля Кирилл Марикуца перед началом второго блока, когда украинские режиссеры стояли на сцене полупустого зала.
Такая предвзятость была несправедливой. Мы не попали на первый блок украинского кино, но во второй попали на вполне достойные работы, одна из которых - “Последний посетитель” Александра Шкрабака - стала победителем украинского конкурса. Она рассказывает о бармене, который работает всю ночь, чтобы спасти свою больную дочку, и встречает ночью разных чудаков. Один из них заставил бармена здорово разозлиться, поверить в ангелов и, вдобавок, постоять на коленях. Интересная операторская работа (фильм снят одним планом, и оператор плавно следует за героями), хорошая задумка и реализация.
Интересной была попытка Яны Антонец перенести легкомысленный испанский рассказ Эрнеста Хемингуэя “Белые слоны” в Карпаты. Конечно, трудно показать легкомысленную историю в холодном городке среди пьяных мужиков и семечек, но создатели очень постарались. Получилось непривычное и, конечно, интересное переосмысление рассказа старины Хэма.
Отметили жюри и документальный фильм “Панорама” Юрия Шилова, который три года снимался в главной локации фестиваля - кинотеатре “Кинопанорама”. К огромному сожалению, нам на него попасть не удалось, но, судя по отзывам, кино должно быть достойное.
Конечно, сеанс короткого метра - это лотерея. Может получиться так, что три, даже четыре фильма из пяти покажутся вам скучными, странными или непонятными. Но если вы идете на KISFF, то можете быть уверены: организаторы чувствуют ответственность за каждый фильм, и хоть один из них вам обязательно понравится. А лотерейный билет на каждый показ стоил в этом году всего 25 гривен.