ГлавнаяКультура

"В центре внимания": "Оскар" за здравомыслие

Аккурат к раздаче “Оскаров” в украинский прокат вышел фильм “В центре внимания” Тома Маккарти. Драма о расследовании журналистами газеты The Boston Globe случаев сексуального домогательства к детям со стороны католических священников стала лучшим фильмом года по версии Американской Киноакадемии. Несмотря на то, что лучшим “В центре внимания” далеко не является, его победа многое значит.

Фото: Артхаус Траффик

Сторонникам конспирологических теорий сразу же захочется записать победу “В центре внимания” в актив каким-нибудь масонским сообществам: дескать, фильм о священниках-педофилах получил главный “Оскар” - не иначе, заговор. Поспешим остудить горячие головы: “В центре внимания” - это не фильм о священниках. Оригинальное название картины - Spotlight: именно так называется команда журналистов-расследователей в газете The Boston Globe. В 2002 году, когда вышла в свет первая статья о священнике, преступления которого покрывала католическая церковь, в составе команды было четыре человека: редактор Уолтер Робинсон (в фильме его играет Майкл Китон), непосредственный автор статьи Майкл Резендес (Марк Руффало) и журналисты Саша Пфайффер (Рейчел Макадамс) и Мэтт Кэрролл (Брайан Д’Арси Джеймс).

Фильм Тома Маккарти рассказывает не о самих леденящих душу фактах насилия над детьми, хотя они, конечно же, присутствуют в истории, а о работе журналистов, кусочек за кусочком складывающих картину случившегося. Маккарти и соавтор сценария Джош Сингер (оба после воскресной ночи оскароносные) стараются не героизировать работников медиа, а показывают их работу, как обычную рутину, не прерывающуюся, какими бы резонансными не были расследования.

Журналисты Spotlight могут позволить себе работать над одним материалом на протяжении целого года - роскошь в эпоху победившего лайка. Во время событий, показанных в фильме, интернет еще не исковеркал политику больших изданий, так что новоназначенный главный редактор газеты Марти Бэрон (Лив Шрайбер) наводит фокус журналистов на долгоиграющую тему. Маккарти последовательно рассказывает, что и как делают журналисты, готовя один из самых резонансных материалов начала нового столетия, за который получат Пулитцеровскую премию.

Фото: Артхаус Траффик

Впрочем, в определенный момент Маккарти и Сингер все равно срываются с монотонного ритма, вставляя монолог про поиски в темноте и сцену с бабушкой, которые подскажут зрителям, что именно им сейчас нужно почувствовать.

Если бы не эта слабость, “В центре внимания” действительно можно было бы считать одним из лучших фильмов года. Несмотря на то, что в фильме фактически нет единого главного героя (по сути, главный герой - это журналистское расследование), практически ни у кого из героев нет драматической арки, которая позволила бы узнать больше об их мотивах и внутреннем мире, “В центре внимания” интересно смотреть.

Коллегам-журналистам этот фильм хочется посоветовать отдельно - все-таки, даже прямолинейный монолог о сути журналистской работы от главного редактора в фильме услышать очень полезно.

Умные люди в контексте фильма Маккарти сразу же вспомнят “Всю президентскую рать”, которой режиссер вдохновлялся, когда снимал свою картину, но мы вспомним два фильма. Первый - это “Зодиак” Дэвида Финчера, где Марк Руффало оказался на другой стороне расследования (то есть, был не одержимым работой журналистом, а полицейским, на работе которого прямо сказывался медийный эффект, вызванный серийным убийцей Зодиаком). Единственный фильм Финчера, отобранный в основной конкурс Каннского кинофестиваля, рассказывает не о об одном только расследовании (хотя формально именно оно является поводом для фильма), а о целой куче вещей: о том, как медиа преломляют картинку реальности; о том, как расследователь начинает терять остроту зрения с течением времени; о том, как одержимость съедает личность.

Кадр из фильма "Зодиак"
Кадр из фильма "Зодиак"

Ну и второй фильм - противоядие для тех, кто все-таки проникся темой священников-педофилов, - это “Голгофа” Джона Майкла Макдонаха. Не преуменьшая важности темы растления детей теми, кому они, по идее, должны безоговорочно доверять, Макдонах показывает неожиданную картину: хорошего священника, который должен расплатиться за грехи плохих.

В конце концов, если “В центре внимания”, “Зодиак”, “Голгофа” чему-то и учат, то это тому, что реальность состоит из более чем двух составляющих, и трезво мыслящему человеку никогда не будет претить поиск недостающих кусочков паззла.

За непрекращающуюся, а иногда мешающую дышать и спать жажду задавать все новые и новые вопросы к скользкой реальности, “В центре внимания”, пожалуй, и получил свою вчерашнюю награду. В кои-то веки “Оскар” достался не спекуляциям и страданиям, а критическому мышлению.  

В прокате с 25 февраля.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram