В отличие от нескольких предыдущих своих картин, чьи названия вы можете не вспомнить по причине их абсолютной невыразительности, О. Расселл концентрирует все свое режиссерское внимание на одном персонаже. Это, как несложно догадаться, героиня Дженнифер Лоуренс, вдохновленная реальным персонажем - Джой Мангано. Джой - изобретательница самоотжимающейся швабры, которую ей удалось успешно продать через телемагазин и заработать на этом миллионы.
Но О. Расселл пытается сделать вид, что снимает не традиционную историю успеха, и для этого все привычные жанру компоненты как будто выворачивает наизнанку.
Так, нас с самого начала убеждают в том, что Джой - гениальная девочка, затюканная неврозами родственников. Мама в костюмах а-ля Шанель целыми днями смотрит инфернальные сериалы по подобию “Династии”; отец после развода слоняется по новым женам, каждая из которых возвращает его обратно, как испорченный товар в магазин; основное занятие сводной сестры - подтрунивать над Джой, а все, чем занимается бывший муж - поет песни в подвале. Только бабушка помнит о том, что Джой когда-то проявляла склонность к изобретательству и всячески поддерживает внучку, когда та пытается начать собственный бизнес по производству швабр нового поколения.
Но то ли по вине Дженнифер Лоуренс, то ли по вине самого О. Расселла, не сумевшего вселить в свою музу хоть каплю жизни, Джой не тянет на гения бизнеса, и чем чаще посредством закадрового голоса режиссер повторяет фразы о ее одаренности, тем меньше в нее веришь.
Возможно, таким образом режиссер высмеивает капитализм, чьей основой, согласно “Джой”, является не упорный труд и протестантская этика, а везение и упрямство - причем не всегда подкрепленное рациональными доводами. Но, к сожалению, как сатира “Джой” тоже не работает - кажется, О. Расселл так и не смог определиться, что снимает - историю успеха или тонкую на нее пародию, что, естественно, сказалось на драматургии - ее в фильме попросту нет. Если у него и есть какая-то отличительная черта - то это отсутствие таких черт в принципе. Уникальный режиссер, с отсутствующим режиссерским почерком, но зато со стабильным творческим союзом с актрисой. На недавних “Золотых глобусах” Лоуренс даже сказала, что хочет, чтобы их с О. Расселом похоронили вместе.Такой верности может позавидовать любая семейная пара.
В каком-то смысле “Джой” пытается войти в ту же реку, что и “Волк с Уолл-стрит”, обличив бессмысленность и беспощадность процесса зарабатывания капитала. Но только О. Расселл, как бы нас ни пытались в этом убедить критики несколько лет назад, - не Мартин Скорсезе. А Лоуренс, хоть она и опередила Леонардо ДиКаприо на один “Оскар”, к сожалению, не достаются сценарии такого уровня, как в “Волке”.
Но неудачная роль в неудачном фильме не помешала Дженнифер получить третью номинацию на “Оскар”. На фоне расового скандала, когда на актерские награды киноакадемии претендуют только белые исполнители, номинирование Лоуренс выглядит особенно издевательски.
В прокате с 21 января.