Ведь примерно половину своего земного пути все сапиенсы действительно находятся в энергичном движении, всё прекрасно развивается, жизнь легка, понятна, доступна и полна перспектив! Эйфория возможностей переполняет и приятно пугает нас. Но - проходит несколько десятилетий и вдруг, средь бела дня, неожиданно возникает момент какого-то необъяснимого торможения, прошедшая жизнь и ощущение жизни будущей как бы замирает, останавливается, наступает странная и очень неприятная пауза, выйти из которой без проблем могут далеко не все. Как сказал великий Данте в «Божественной комедии»:
«Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины».
Между прочим, глава, которой начинались эти строки, так и называлась - «Ад»!..
Но всё именно так и происходит. Сейчас это нелёгкое время у мужчин называют - «кризис среднего возраста». Те, кто уже прошёл его или всё ещё находится в этой трудной фазе, прекрасно понимают, о чём я веду речь.
А учёные формулируют проблему так:
«Кризис среднего возраста — долговременное эмоциональное состояние, депрессия, связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте (30—40 лет), когда многие из возможностей, о которых индивидуум мечтал в детстве и юности, уже безвозвратно упущены (или кажутся упущенными), а наступление собственной старости оценивается как событие с вполне реальным сроком (а не «когда-нибудь в будущем»)».
Вы же понимаете, это я обращаюсь к читателям женщинам, как невероятно сложно мужчины переживают подобные депрессивные состояния! Тут тебе и пьянство, и измены, и суицид...
Хотя я, например, свой кризис проскочил легко, почти незаметно. Может потому, что никогда никаких грандиозных планов на будущее не строил, а ещё, правду говорю, не боялся частенько и с интересом размышлять о собственной старости и смерти (мерси месье Монтеню)!..
Единственное, что время от времени меня нервировало, так это неясность в вопросе о смысле собственного существования, необходимость постановки целей, выходящих за рамки собственно жизни. Тем более что и все вокруг меня усердно занимались поисками ответов на такие же сакраментальные и бесполезные вопросы: «Откуда мы пришли в эту жизнь и куда идём?.. Что является целью жизни?.. Зачем, для чего жить?..».
Этой моей лёгкой интеллектуальной панике способствовали и многочисленные книжки, предлагающие свои варианты разрешения проблемы, и сводящиеся, в основном, к достижениям в духовной сфере: добро, самопожертвование, общественное служение… Как вариант, на любителя, - бескорыстное и бесконечное служение Б-гу, правде и справедливости…
В конце концов, видя всю бесперспективность поисков приемлемого ответа, я просто перестал заморачиваться подобными вопросами и остановился на «нулевом» варианте. Я объявил себе, что отныне моя жизнь не имеет ни цели, ни смысла, ни божественного, ни рационального, а есть просто жизнь ради жизни. И единственное, что со всей очевидностью будет теперь мной поощряться, так это сохранение в целости моей и моих близких драгоценной жизни, и планомерное продолжение рода. Сей план был взят на вооружение, благополучно реализован, и на этом все неврозы, а с ними и мой вялотекущий экзистенциальный кризис, закончились навсегда.
Но мы мужчины, нам жаловаться не престало. Бессмысленно ныть и бурчать на злодейку судьбу, там, где надо действовать и рисковать, нытьём делу не поможешь. Лучше обратить наше драгоценное внимание, что и в жизни наших дорогих женщин в свой час наступают такие же трудные времена. Хотя и проживают они их совсем по-другому.
Действительно, нет худа без добра. Безмерными стараниями мужчин большинство женщин были согнаны в семейные резервации. Так что мучительный вопрос о смысле собственной жизни был решён за них там же и, что интересно, самими мужчинами, которые всё никак не могут разобраться с собственными проблемами. Знаменитые три «К» немецкого кайзера Вильгельма II: « Kinder, Küche, Kirche» - дети, кухня и церковь - подвели черту под несмелыми попытками женщин поразмышлять о собственном предназначении.
Но даже всесильный кайзер не смог остановить Природу!.. Всё равно приходит момент, когда женщина начинает ощущать в себе неудержимую тягу к бунту и неповиновению, когда животный страх и постыдная зависимость от мужчины сменяется у неё безудержным азартом гончей и жертвы одновременно. И называется этот её фантастический период - «бальзаковский возраст»!..
Вначале о термине. Понятно, что его история восходит к знаменитому французскому писателю Оноре де Бальзаку. После выхода его романа «Тридцатилетняя женщина» или в другом переводе «Женщина в тридцать лет», женщинами «бальзаковского» возраста стали называть дам в возрастной категории от 25 до 35 лет. Если помните, героиня этого романа виконтесса де Боссеан отличалась независимостью, самостоятельностью суждений и свободой в проявлении чувств.
Позволю себе цитату из романа:
«…Только в тридцать лет женщина умеет пользоваться таким выигрышным положением. Она умеет посмеяться, пошутить, приласкать, не уронив себя в глазах света. В эту пору она уже обладает необходимым тактом, умеет затронуть чувствительные струны мужского сердца и прислушаться к их звучанию. Молчание её так же опасно, как и её речь. Вам никогда не угадать, искренна ли женщина этого возраста, или полна притворства, насмешлива или чистосердечна. Она даёт вам право вступить в борьбу с нею, но достаточно слова её, взгляда или одного из тех жестов, сила которых ей хорошо известна, и сражение вдруг прекращается; она покидает вас и остаётся властительницей вашей тайны; она вольна предать вас на посмеяние, она вольна оказывать вам внимание, она защищена как слабостью своею, так и вашей силой».
Властительница, Царица, Хозяйка горы!..
В наше время её назвали бы эмансипированной. Но в 1831 году, когда и был написан роман, понятие о женской самостоятельности и эмансипации ещё весьма и весьма отличалось от нынешнего. Сам Бальзак был уверен и всюду декларировал, что: «Безупречная нравственность женщины несовместима с обязанностями и свободными нравами света. Эмансипировать женщину — значит развратить её». И хотя мне представляется, что это, мягко говоря, не совсем так, не стану же я сейчас спорить с самим Бальзаком!.. Да и не в этом суть.
Важно, что в первые годы после выхода романа, выражение «бальзаковский возраст» иронически употреблялось по отношению к женщинам, которые своими вольнолюбивыми взглядами были похожи или стремились походить на героиню романа. И только позже это выражение стало употребляться в ином, более узком смысле, оно стало обозначать исключительно возраст женщины - приблизительно 30 лет.
Но и тут есть нюанс. 30 лет в XIX веке и 30 в XXI -м - это, как говорится, две большие разницы. Сегодня, к примеру, мы бываем поражены, когда узнаём, что Родион Романович Раскольников из «Преступления и наказания» Достоевского, убивший «старуху-процентщицу» ударом топора по голове, «…стараясь не запачкаться в крови; вытащил ключ из верхнего правого кармана, открыл укладку, срезал кошель с шеи», что этой «старухе» на момент убийства было всего-то 42 года! А «старику» мужу Анны Карениной, чуть больше - 48 лет (в начале описанных в романе событий даже на 2 года меньше)!.. А мы их, как в кино, представляем себе всех старичками далеко за 60. А всё потому, что сейчас люди живут намного дольше, они стареют и умирают позже. Вот все критерии и сместились. Так что по нынешним меркам женщина «бальзаковского возраста» - это женщина, скажем так, уже от 35, ну и дальше, всерьёз за 40. И хотя специалисты упрямо считают этот возраст предельным для сексуальной привлекательности у большинства женщин , глядя на Софи Лорен или Катрин Денёв, с таким выводом согласиться просто невозможно!..
Но вернёмся к теме. Установлено, что если, например, у мужчины гормональный пик приходится на 25-30 лет, то у женщины выделение эстрогена – женского полового гормона – достигает пика в 35-40 лет, иногда случается и еще один пик ближе к 50-ти годам. Именно поэтому сексуальный расцвет у женщины приходится как раз на период от 35 до 45 лет. Не зря ведь говорится: «В 45 – баба ягодка опять»!
Как раз в это время многие женщины на фоне изменения гормонального уровня способны испытывать более сильные сексуальные ощущения, чем в 20 лет. Обостряется половое влечение, возникает особая романтичность, что, безусловно, не может не привлекать лиц противоположного пола. И небезрезультатно! Особенно если под ногами всё ещё путается этот убитый горем беспомощный муж со своим «кризисом среднего возраста»!..
«... И так как во Франции, да и на всем белом свете, тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч женщин чувствуют себя непонятыми и разочарованными, они обретают в Бальзаке врача, который первый дал имя их недугу. Он извиняет любой их неверный шаг, если только шаг этот совершен из любви, он решается сказать, что не только «тридцатилетняя женщина», но и «сорокалетняя женщина», и даже именно она, всё познавшая и всё постигшая, имеет высшее право на любовь», - так писал о «бальзаковских» женщинах Стефан Цвейг.
Женщины от 35 и за 40 - это женщины, чаще всего уже прошедшие семь кругов семейного ада, вырастившие взрослых детей и леворукого горемыку мужа, и вдруг, наконец почувствовавшие себя свободными - морально, духовно и физически. Они как бы заново рождаются, заново переосмысливают свою жизнь и видят, что в этой жизни ещё не всё потеряно, ничто для них не закончилось, а многое ещё только начинается. Есть возможность жить, любить, отдаваться новым чувствам по полной и без страха.
С воз растом к ним, наконец, приходит долгожданная раскрепощённость, они начинают ценить удовольствия и перестают отягощать себя из лишними предубеждениями и ненужными комплексами. Женщина «бальзаковского» возраста - это очень современная женщина, абсолютно адекватная новому времени.
Так что, милые дамы, не переживайте, возраст никак не может повлиять на ЖЕНЩИНУ. Ведь, в конце концов, любовь, как говорил классик, - это «вопрос химии и электричества» . А никак не количества прожитых лет.