ГлавнаяКультура

Заражение неизбежно

На экранах кинотеатров в Украине – «Заражение» (или «Зараза») Стивена Содерберга, как никогда умело сочетающего темы массового кинематографа с авторскими приемами.

Заражение неизбежно

«Заражение» (все-таки украинский вариант названия – «Зараза» кажется неуместным решением в угоду принципу «а у нас не так, как у русских») – в общем-то, традиционное голливудское кино про эпидемию неизвестного вируса, но без чрезмерного пафоса про консолидацию великого американского народа пред лицом полнейшего уничтожения. В определенным смысле, Содерберг снимает антропологические зарисовки, при этом ни ответов на возникающие вопросы не давая, ни, собственно, самих вопросов тоже не ставя. «Заражение» не является тому исключением.

История о том, как неизвестный вирус распространяется с ужасающей скоростью от 4-х человек по всему миру, формально разбита по дням, начиная со второго, когда у заболевших появляются симптомы. При этом фильм на протяжении полутора с лишним часов успевает поприкидываться фильмом-катастрофой (страшная эпидемия оборачивается погромами и всеобщей паникой, что, в системе координат образцово-показательного общества, неминуемо закончится концом света), детективом (кто был первым заболевшим и откуда вирус вообще взялся) и социально значимой драмой о важности взаимопомощи и самопожертвования (куда же без этого).

В равной степени не являясь ничем из вышеперечисленного, «Заражение» одновременно становится одним из лучших фильмов на данную тему – то, к чему так стремятся авторы серьезных фильмов об эпидемиях, достигнуто Содербергом в полной мере. Эффект присутствия опасного вируса и волнующая возможность впасть в омут параноидальных переживаний не оставляет и после выхода из зала. Насмотревшись на страдания Кейт Уинслет, Мэтта Деймона, Гвинет Пэлтроу (одна из лучших ее ролей вообще), Марион Котийяр, Джуда Лоу и прочих звезд киноэкрана, все остальное воспринимаешь не иначе как через призму пугающих предупреждений: поручень в метро, стоящие рядом люди (не дай бог, кто-то еще закашляется), теплые потоки воздуха из тоннеля потеряли свой волшебный повседневный смысл и обрели другой – стали потенциальными переносчиками заразы.

Становишься эдаким Шелдоном Купером, только без докторской степени по физике. Впрочем, и оная бы не спасла – сухой формализм Содерберга в подаче страшных реалий непонятной науке эпидемии убедит даже закоренелых скептиков в том, что нужно чаще мыть руки и прикасаться к лицу меньше 3000 раз в день.

Но кроме этого, в «Заражении» есть целая куча персонажей со знакомыми лицами, каждый из которых вполне мог бы претендовать на то, чтобы на его истории сделали больший акцент. Формально такого акцента нет, но самым интересным из списка людей, изображенных на постере, оказывается герой Джуда Лоу, подчеркивающий актуальность фильма почище, чем электронные биты саундтрека. Его персонаж – известный блоггер, который поначалу пытается отследить ситуацию и дать ей объективную оценку, не без параноидальных политических настроений, конечно же: Система всех обманывает в угоду корыстным фармацевтам, на самом деле нужно пить лекарство N и вы будете здоровы. Украинским зрителям, хорошо знакомым знакомым с паникой, подогреваемой фармацевтическими компаниями по поводу свиного гриппа осенью 2009 года, надобность такого объективного анализа объяснять лишний раз не стоит.

Тем не менее, интересна другая штука, разыгрываемая Содербергом как часть его социально-антропологического исследования. Блоггер этот, отрицая объективность любого источника информации и пытающийся манипулировать мнениями нескольких миллионов своих читателей, сам становится объектом собственного же обвинения: претендует на объективность собственных оценок, дескать, он же независимый блоггер, ему ничего ни от кого не нужно. То ли самому Содербергу насолили обитатели блог-платформ, то ли святость имени «независимый блоггер» в структуре веб 2.0. становится не такой уж непоколебимой – в любом случае, тема интересная, и, как водится у режиссера, не раскрытая.

Так же как и другие темы, важные в описанной в фильме ситуации: погромы, паника, грабежи и даже убийства ради еды остаются пунктирными линиями, без ответа на вопросы «что делать?» и «как это предотвратить?», равно как и самопожертвование ради жизни чужого ребенка, поиски вакцины и прочее, что можно причислить к положительным моментам этой истории.

Все это, впрочем, не делает «Заражение» не достойным внимания зрелищем. Очевидно, это одна из самых удачных картин сезона, если не года, и уж точно одна из работ Содерберга, заставляющая всех нас сожалеть о его скором уходе из кинематографа.

В прокате уже с 6 октября.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram