Отправился я как-то минувшим летом на очередную выставку в «PinchukArtCentre» - снова внезапно и снова нестерпимо потянуло вдохнуть свежего воздуха настоящего искусства. Подхожу. Очередь, на километр!.. Понимаю, что перед вдохом придётся немного потерпеть.
Пока изнывал на жаре, от нечего делать прочитал на афише, про что будет новый культурный шок. Оказывается – про «Сексуальность и трансцендентность». Интересно!..
«Выставка отображает искрящийся диалог различных художественных подходов, возникающих в напряженном пространстве между двумя крайностями — необузданной сексуальностью и утонченной трансформацией в трансцендентность», - читаю ближе к входу. Во как!.. Интригует!..
Среди всяких там Луиз Буржуа, Синди Шерман и Такаши Мураками, в роли культурного вождя на сей раз выступает король гламура Джефф Кунс, с мировой премьерой своей очередной скульптуры про своего очередного дебильного «Надувного кролика». Ладно, поглядим…
Подходит, наконец, и моя очередь. Захожу в двери, иду к «рамке», и тут… И тут начинается эта самая история!
- Одну минуточку! - вдруг останавливает меня, слегка смущаясь, крепкого вида молодой охранник с бэйджем, - Я извиняюсь… Это, случайно, не вы, где-то там в передаче или в статье рассказывали, как однажды прошли здесь мимо «рамки»?
С трудом припоминаю свой старый газетный опус.
- А, да! Было дело! - улыбаюсь я.
- А вы знаете, что потом?
- Что потом?
- Потом нас всех вызвал наш начальник и устроил та-акой разнос!..
Делаю большие глаза.
- За что?
- За то, что посетители у нас проходят мимо «рамки»!
Я перестаю улыбаться.
- Вы что, серьёзно?..
- Абсолютно! Хорошо, что никого не уволили.
Я медленно обалдеваю. И уже просто вижу, как начальник вневедомственной охраны «PinchukArtCentre» берёт у себя со служебного стола газету «Левый берег», внимательно читает её… Потом, вдруг, замирает, потом краснеет, потом бледнеет, потом хватает трубку… Ну, и так далее.
- Так это же шутка, стёб, - пытаюсь объясниться я, - прикол!..
- Это мы с вами понимаем, что прикол, - уже строго говорит мне охранник с бэйджем, - а наш начальник таких приколов не понимает.
Молчу, не знаю, что сказать…
- Так что в следующий раз, вы уж так не шутите, – слегка журит меня страж порядка и пропускает к «рамке».
- В следующий раз, непременно согласую текст с вашим начальником! – обещаю я, обескуражено поднимаясь по лестнице.
Вот такое забавное было продолжение моей прошлогодней истории про Хёрста. И это чистая правда!.. Кстати, самого Хёрста на выставке не было, хотя, приглашение отправляли. Думаю, сами понимаете, почему он возле меня уже не появляется!..
А, вот ещё что! Чуть не забыл. Это же ещё не всё, про Кунса-то! Вот память!..
Прохожу я в зал, где выставлен, этот самый, дебильный «Balloon Rabbit by Jeff Koons»… Что?.. «Надувной кролик Джеффа Кунса»!.. Вы лучше не перебивайте, а послушайте, что дальше было!.. Значит, захожу я в зал, где выставлен, этот самый, «Balloon Rabbit by Jeff Koons». Ну, что вам сказать… Мировая премьера. Восторг! Сенсация!..
Стоит посреди зала здоровенная металлическая байда изображающая как бы «кролика». Но не простого, а такого, как у нас на улицах малоимущие скручивают из длинных воздушных шариков. Только те из резины, а этот - из дутого металла. И стоит этот не три гривны мелочью, а миллионы полновесных североамериканских долларов!.. И, главное, все вокруг ходят на цыпочках, шепчутся, и сладострастно повторяют друг другу вычитанное из буклетика: «Подобное объединение красоты и совершенства позволяет определить работу Джеффа Кунса как абсолютный синоним идеальной вездесущности сексуальности и трансцендентности!». А?.. Тьфу на всё это!..
И, главное, невдалеке, как ни в чём ни бывало, стоит этот самый Кунс, бывший муж ихней порно-звезды Чиччолины, в костюме от «Briony» и в галсуке от «Gucci», и ехидно так на наших дурачков ухмыляется!..
Блин!.. Мало нам Хёрста было!..
Посмотрел я на всё это унижение и пошёл домой.
Думал я думал, думал-думал, придумал! Взял из сейфа свою полуавтоматическую короткоствольную винтовку, навинтил глушитель, сунул всё это под пиджак и снова в «Pinchuk Art Center» намылился.
Иду в парадные двери, как всегда мимо «рамки», как тут, тот самый охранник с бэйджем вдруг меня сзади за пиджак хватает, к выходу тянет, кричит на меня звонким голосом, мол, куда опять без контроля!.. Представляете, скотина!.. Чувствую, начинаю возбуждаться. А он вцепился в меня мёртвой хваткой и не отпускает. И знаете, что я тогда в ответ делаю?.. Я молча достаю из под полы винтовку и… как выстрелю охраннику в колено!.. Слышите?.. Он подскочил и тут же грохнулся без сознания.
Тут на шум из каптёрки выскакивает тот самый «enfant terrible», начальник поэтажной охраны Центра, в галифе и в тапочках, и замахивается на меня, дурило, свёрнутой в трубу газетой «ЛБ»! Но разве меня этим испугаешь?.. Я тут же эффектно разворачиваюсь и даю два негромких выстрела прямо ему в живот! Негромких, но очень мощных. Бах, бах!.. Из душителя свободы слова, конечно, всё наружу. Тут я пропускаю. В общем, отрезал я ему аккуратненько…
А потом отправился по галерее Кунса искать. Ходил, ходил, пока не заблудился. Но Кунса так и не обнаружил. Ушёл, дядя Сэм. Хитрый, стервец, оказался! Опытный прохиндей. Пришлось мне осмотреть всю выставку, пока, наконец, не набрёл я на его дебильного «Balloon Rabbit by Jeff Koons». Оттуда я уже дорогу знал.
Но самое интересное, что, оказывается, Кролику этому, все наши вековые культурные традиции, по большому барабану! Шишкин, Пушкин, Даргомыжский?.. Ха!.. По ба-ра-ба-ну!.. Стоит теперь, гмо такое, у меня в гараже, улыбается!.. Представляете?..
Но ничего, пускай улыбается. Вон, Хёрст за год, тот уже улыбаться перестал. Успокоился, мазилка!
А может, это пора уже просто банку протереть?.. :)
P.S. Блин! Действительно, протёр я ему банку и что я вижу?.. Снова улыбается, прости господи, мочёной головой, да ещё пуще прежнего из неё мне своим стёбным глазом подмигивает! В чём дело, ничего не пойму… Ан нет, захожу в сеть…
Гляжу, жив, курилка!.. Творит, как ни в чём ни бывало, уже с новой головой, снова сеет в прогнившем мире капитала разумное, доброе, вечное… Ишь, Змей Горыныч!..
А дело всё в том, что сваяли ювелиры ему, по его же замыслу, занятную вещицу для украшения чьей-нибудь скучной жизни: очередной человеческий череп покрытый платиной и бриллиантами. За сколько он теперь это диво продать пожелает, не скажу, не знаю, могу только предположить, что за дорого.
В 2007 году этот самый мистер уже предъявлял ошалевшей от денег публике одну такую свою бриллиантовую черепушку. Изделие, названное им "За любовь Господа" («For the Love of God») и украшенное 8601 бриллиантом, было оценено в 100 миллионов долларов! В настоящий момент оно, говорят, принадлежит консорциуму инвесторов, куда входят сам Хёрст, его менеджер Фрэнк Данфи, глава «White Cube» Джей Джоплин и, что отдельно приятно, украинский бизнесмен и меценат Виктор Пинчук.
Но в этот раз Хёрст превзошёл сам себя. Теперь он инкрустировал восемью тысячами белых и розовых бриллиантов череп… новорожденного младенца! А!.. Каково! Браво, мастер! Круто придумано! Повезло тому мальчугану. Или девчонке… Да и другие детские головки теперь без дела валяться не будут. Экологично. По-христиански. Ну, и, конечно, прибыльно.
А что, не всем же, как Кунс, одно мёртвое железо «надувать», кто-то должен и нами, живыми дурачками, заниматься.
Мировая премьера детского черепа под названием «Бога ради» («For Heaven's Sake») состоялась 18 января в Гонконге, в азиатском филиале галереи Ларри Гагосяна.
Поздравляем!..