ГлавнаяКультура

Обзоры обзоров: западные итоги года в кино

Подводить итоги всегда интересно: можно вспомнить то, что смотрел в начале года, а можно просто попытаться систематизировать весь свой опыт кинопросмотров за год.

Обзоры обзоров: западные итоги года в кино

Еще более интересно следить за чужими итогами, ведь, накапливаясь в медиа-среде в огромном количестве (каждое уважающее себя издание составляет список фильмов года), как нельзя хорошо маркирует то, чего следует ожидать от нашего кинопроката, как всегда, запаздывающего на пару месяцев.

Кроме того, недавно объявили номинантов на «Золотые глобусы», симптоматичное явление в Голливуде, хоть, как говорят, немного нечестное, а также на премии от Broadcast Film Critics Association (это наикрупнейшая организация кинокритиков, работающих на телевидении, радио и в онлайн-изданиях).

Кадр из фильма «Социальная сеть»

Все подобные списки номинаций, как и списки, составленные кинокритиками из США, практически одинаковы – с той лишь разницей, что фильмы занимают разные места в рейтинге, в зависимости от испорченности вкуса кинокритика.

В общей сложности фильмов, которые кочуют из топа в топ, можно насчитать около 10. Из них украинский зритель имел возможность официально посмотреть «Начало» Нолана, «Социальную сеть» Финчера и «Историю игрушек. Большой побег» – анимацию, от которой все американские кинокритики впали в неописуемый восторг. Она и вправду очень забавно сделана: там и плюшевый медведь-психопат, и тоталитарный режим в детском садике «Солнышко», и даже проблески советского кровавого террора имеются.

С противостоянием Финчер vs. Нолан все намного интересней. Казалось бы, они совершенно разные фильмы снимают: Финчер он как бы о насущном, о стремительно меняющихся кодах нашей с вами современности, а Нолан вроде как в облаках целлулоидных витает, да в подсознание пытается залезть. Но при этом заметно, что фильмы Финчера – искренние высказывания о наболевшем (как это было с «Зодиаком» – он с детства наблюдал это парадоксальное превращение маньяка-убийцы в медиа-фигуру федерального масштаба), а у Нолана – вроде и психоанализ, и сны, и по-умному хотелось бы, но все какое-то картонное до одурения, даже обидно как-то.

Кадр из фильма «Начало»

При этом над обоими режиссерами в Голливуде, как Дамоклов меч, висит статус «наше все», который не перестает поддерживаться фанатами, неистово голосующими за любимых режиссеров на IMDB. Думается, что в конце концов все будет справедливо: Финчер заберет награды за режиссуру, а Нолан – за трюкачество, спецэффекты то есть.

В остальном списки выдвигаемых фильмов радуют нас только теми из них, которые мы сможем посмотреть только в следующем году.

С 24 февраля, к примеру, обещают показывать «Черного лебедя» Аронофски, который уже давно превратился из режиссера, снимающего фильмы для заговорщицкого перешептывания фанатов, в священную корову независимого кино. «Черный лебедь» многими определяется как лучший его фильм на данный момент, не в последнюю очередь благодаря сочетанию «триллер-Натали Портман-балет-Венсан Кассель».

Постер к фильму «Черный лебедь»

Еще один любимец публики и киноакадемиков – Дэнни Бойл – представил в этом году свой новый фильм «127 часов», также вошедший в разнообразные топы. По всей видимости, в нем он продолжает свою любимую тему победы личности над обстоятельствами, а также пытается вписаться в две модные тенденции нынешнего мэйнстрима – внезапно проснувшейся любви к камерным съемкам и к кино, основанному на реальных событиях. «127 часов» – это история о том, как альпинист Арон Ралстон пролежал эти самые 127 часов под валуном, которым его придавило в горах, пока не отрезал себе руку тупым перочинным ножом. Арон Ралстон благодаря этому выжил, написал автобиографическую книгу и ездит с лекциями, а Дэнни Бойл благодаря этому наверняка хочет еще пару «Оскаров» на каминную полку поставить. Прокатная судьба этого фильма в Украине пока неизвестна.

В середине марта 2011 года в украинский прокат выйдут фильмы «Боец» (о нелегком пути к успеху ирландского боксера в исполнении Марка Уолберга) и фаворит «оскаровской» гонки «Король говорит!» – историческая драма о британском короле Георге VI, который боролся с заиканием, а когда его поборол – стал полноценным монархом и повел Англию на войну.

Кадр из фильма «Король говорит!»

Новая картина братьев Коэнов, римейк вестерна 1969 года с Джоном Уэйном, «Настоящее мужество» (в российском прокате фильм будет называться «Железная хватка») уже собрала достаточно положительных отзывов критиков, хоть и не была номинирована на «Золотой глобус». «Настоящее мужество» Коэнов, главные роли в котором сыграли Джефф Бриджес, Мэтт Деймон, Джош Бролин и Хэйли Стайнфелд, открывает Берлинский кинофестиваль, а в нашем прокате ожидается в середине февраля.

Другие два постоянных фигуранта предновогодних списков – обласканные наградами на кинофестивале независимого кино в Санденсе – фильмы «Зимняя кость» Дебры Граник и «Дети в порядке» Лизы Холоденко. «Зимняя кость» – фильм-любимец кинокритиков, а «Дети в порядке», которые, кстати, почему-то в «золотоглобусных» номинациях проходят в категории «комедия или мюзикл» – прекрасная семейная драма, где свои роли блестяще сыграли Аннетт Бэнинг и Джулианна Мур, каждая из которых также претендует на премию за женскую роль. К слову, очень жаль, что «Дети в порядке» не принимали участия в конкурсной программе «Солнечный зайчик» на «Молодости», этот фильм стал бы жемчужиной кинофестиваля – к тому же, именно такой жемчужины ему остро не хватало в этому году.

Кадр из фильма «Дети в порядке»

Альтернативным списком, подытоживающим 2010 год в Голливуде, будет список от Стивена Кинга. Фильмы года у самого экранизируемого автора всех времен и народов таковы:

1. «Впусти меня. Сага» (Let Me In);

2. «Город воров» (The Town);

3. «Начало» (Inception);

4. «Социальная сеть» (The Social Network);

5. «Мальчики-налетчики» (Takers);

6. «Пипец» (Kick-Ass);

7. «Химера» (Splice);

8. «Монстры» (Monsters);

9. «Чудаки 3D» (Jackass 3D);

10. «Не брать живым» (Green Zone).

Каково вообще, а? «Химеру», прекрасный образец того, как нужно снимать кино в принципе, оплевали все, кому не лень, а ведь это фантастика на грани с психоанализом, такое нельзя пропускать. Не говоря уже о том, что мистер Кинг явно развлекался по полной программе, смотрев «Пипец» или «Чудаков 3D», отчего и включил их в свой топ. «Социальную сеть» он противопоставил неудачному с многих позиций сиквелу «Уолл-стрит», совершенно резонно заметив, что «фильм Финчера сделал то, чего не удалось фильму Оливера Стоуна», а голливудский римейк «Впусти меня» отметил как «самый страшный фильм года».

Кадр из фильма «Впусти меня. Сага»

Еще одним важным пунктом в обзоре списков топ-фильмов уходящего года будут европейские топы, которые, естественно, тоже отличаются задором и нонконформизмом.

Культовый французский журнал о кино, «Cahiers du cinéma» («Кинематографические тетради») огласил свой список (в него также вошли фильмы, которые в мировом прокате могли появиться год или два назад, но во Франции вышли на экраны лишь в этом):

1. «Дядюшка Бунми, который помнил прошлые жизни», реж. Апичатпонг Вирасетакун – лауреат Золотой пальмовой ветви в Каннах.

2. «Плохой лейтенант» – дань любимцу кинофестивалей, режиссеру Вернеру Херцогу.

3. «Фильм Социализм», реж. Жан-Люк Годар – единственный французский фильм в списке. Впору задуматься вообще о французском кино, мне кажется.

4. «История игрушек: Большой побег», реж. Ли Анкрич – еще одно подтверждение тому, что трехмерная анимация от студии Pixar уже давно является Ахиллесовой пятой всех кинокритиков на свете.

5. «Бесподобный мистер Фокс», реж. Уэс Андерсон – бесподобный анимационный фильм, приближающийся к гениальности.

6. «Серьезный человек», реж. Итан Коэн, Джоэл Коэн – этот фильм войдет и в наши собственные топы тоже, поскольку в Украине он тоже вышел в прокат только в этом году. Один из лучших фильмов братьев Коэнов.

7. «Умереть, как мужчина», реж. Жоао Педро Родригеш – гость огромного количества кинофестивалей, в том числе посвященных гей-лесби-тематике.

8. «Социальная сеть», реж. Дэвид Финчер – вопросов нет.

9. «Шуга», реж. Дарежан Омирбаев – экранизация «Анны Карениной».

10. «Мать», реж. Чун Хо Пон – украинские зрители могли видеть этот фильм на мини-фестивале азиатского кино в октябре.

Кадр из фильма «Дядюшка Бунми, который помнил прошлые жизни»

Британский кинокритик Питер Брэдшоу из Guardian не просто подвел итоги года, но выдвинул по целому списку номинантов на свою собственную премию «Оскар» по каждой категории. Лучшие фильмы года по его мнению:

«Еще один год», реж. Майк Ли – один из фаворитов в Каннском конкурсе этого года.

«Пипец», реж. Мэттью Вон – видимо, из чувства патриотизма – теперь комиксы экранизируют не только с голливудским лоском, но и с британским злорадством.

«Копы в глубоком запасе», реж. Адам МакКэй – невероятно просто, что этот фильм здесь присутствует. Рядом с пятью звездами, которые Брэдшоу поставил этому фильму, есть ремарка, что это «глупая, безвкусная и очень смешная комедия».

«Дядюшка Бунми, который помнил прошлые жизни», реж. Апичатпонг Вирасетакун – «поэтический фильм, поразивший Канны».

«Вход в пустоту», реж. Гаспар Ноэ – в конце января планируется в ограниченном прокате в Украине.

«О богах и людях», реж. Ксавье Бовуа – французский конкурсант в Каннах, оцениваемый некоторыми как крах французского кино, а некоторыми – как удачное высказывание о наболевшем.

«Женщина без головы», реж. Лукреция Мартел – фильм, спродюсированный братьями Альмодовар (Агустином и Педро). Участник Каннского конкурса в 2008.

«Клык», реж. Гиоргос Латимос – победитель в программе «Особый взгляд» в Каннах 2009 года.

«История игрушек: Большой побег» – ну я же говорила.

«Социальная сеть», реж. Дэвид Финчер.

Кадр из фильма «Еще один год»

Интересно, что в европейских списках нет «Начала» Нолана, равно как и «Писателя-призрака» Романа Поланского, который недавно собрал кучу евро-«оскаров». Нет вышеупомянутого Дэнни Бойла, нет Аронофски и даже «Король говорит!» отсутствует, хотя его считают фаворитом всех будущих гонок за награды.

Не говоря уже, кстати, о том, что ни в одном составленном на данный момент списке нет ни фильма «Счастье мое» Лозницы, ни также российских фильмов (если не считать номинацию фильма Алексея Учителя «Край» на «Золотой глобус» за лучший иностранный фильм). И, наконец, на следующей неделе подведем итоги и мы.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram