ГлавнаяКультура

Трудности киносмотра: к слову об отечественных кинофестивалях

В преддверии предыдущего украинского кинофестиваля, КМКФ, к слову, с треском провалившегося и оставившего тухловатое послевкусие, мы пытались поразмышлять о том, какие кинофестивали нам нужны. Теперь, предвкушая новый киносмотр, появившийся на безграничном кино-небосводе Украины, кинофестиваль в Одессе, попробуем разобраться, что не так с фестивальными показами, которые уже имеются в наличии сферы украинского кинобизнеса.

Трудности киносмотра: к слову об отечественных кинофестивалях

Любопытно осознавать, что существенным отличием украинских кинофестивалей от российских оказываются претензии, которые выдвигают ведущие кинокритики, по их окончании: Московский МКФ, который для украинского зрителя был бы настоящим праздником кино, оказывается, не имеет четкой концепции и цели, которую ему, как одному из старейших европейских кинофестивалей, надлежало бы преследовать.

Что мы можем сказать об отечественных киносмотрах? Имеют ли они четкую концепцию, не затмеваемую слишком выразительными темами (как это было на прошлогодней «Молодости» – подавляющее количество дебютов в конкурсной программе было посвящено проблеме детства и взросления)? Вряд ли. Открывают ли наши кинофестивали новые имена в кинематографе, задают ли тенденции или вещают о социальных проблемах? С трудом.

Наши киносмотры любого масштаба, от Французской весны до событий с лейбой «международное», оказались в заложниках у одной старой проблемы, зияющей в центре культурной жизни страны как черная дыра в центре галактики. Нет, это не отсутствие собственного кинопроизводства. Речь идет об отсутствии культуры показывания кино как таковой. Именно из-за этого голодный зритель набрасывается на все интересное, что анонсируется организаторами, не задумываясь, какой концепции это подчинено, или какой цели служит: главное – посмотреть нечто отличное от бесконечных экранизаций «Гарри Поттера», или, прости господи, «Сумеречной саги».

Спору нет, у нас есть дистрибьюторы-камикадзе, которые возят кино, не предназначенное для широкого проката, но и эти попытки показать зрителю другое кино меркнут по сравнению с непрестанно увеличивающимся списком кино-новинок, которые проходят мимо наших глаз.

Дабы не быть голословными, приведем небольшой список того, что могло бы попасть в программы различных кинофестивалей, если бы у организаторов было больше сноровки, вкуса, денег и так далее (нужное подчеркнуть). К примеру, «Дети в порядке» Лизы Холоденко вполне подошел бы для широко анонсированного, но неизвестно чем завершившегося, фестиваля квир-кинематографа «Другая любовь». При том, что фестиваль тесно сотрудничал с Берлинале и привез сборники короткометражек «Fucking Different», показывавшихся в панораме Берлинского кинофестиваля, было бы неплохо, если бы дальнейшие опыты таких фестивалей заботились о том, что представляемые в их рамках фильмы должны быть интересны зрителю вообще, а не только зрителю, заинтересованному в проблемах, связанных с ЛГБТ.

Другим желанным для просмотра в артхаус-кинотеатрах фильмом является «Выход через сувенирную лавку» известного художника (личность которого остается неизвестной) Бэнкси. Собственно, сам фильм состоит из материалов, которые снял Тьерри Гетта, добродушный бездельник, увлекшийся современным стрит-артом. Фильм самого Гетты, с завидной одержимостью отснявший сто часов материала, оказался плохим, и Бэнкси переделал его на свой лад, создав из продукта гиперкомпенсации увлекательное, и даже, говорят, шедевральное, высказывание о современном искусстве как феномене исключительно бесполезном и безвкусном. К слову, в России этот фильм уже выходил в прокат.

И чтобы завершить триаду фильмов по интересам, обычно приковывающим внимание отечественных продвинутых любителей культуры, обратимся к наиболее свежим веяниям в мире кинематографа, которые смею надеяться, также привлекают нашего зрителя. В частности, речь идет о фильмах Ксавье Долана, молодого франкоговорящего режиссера из Канады, дебют которого мы имели удовольствие наблюдать в конкурсе прошлогоднего кинофестиваля «Молодость» и получили возможность посмотреть в кинотеатре «Киев» с 29 июля. 22-летний режиссер уже успел получить ярлыки вроде «новый Озон» и быть вознесенным до небес в Каннах, но его кино остается опытом, которого нас не нужно лишать. В этом году он представил в Каннах свой новый фильм, «Воображаемые любови», и, смею надеяться, украинские зрители его увидят.

Список можно продолжать до бесконечности: «Одинокий мужчина» Тома Форда был демонстрирован на закрытом показе, организованном неизвестно для кого, о фильме «Я – любовь» с Тильдой Суинтон, кажется, у нас вообще никто не знает, я уже не говорю об обещанных КМКФ «Прешес» Ли Дэниелса, «Девяти» Роба Маршалла и «Белый материал» Клер Дени. Как видите, отечественная практика смотра новинок мирового кинематографа хромает на обе ноги.

Поэтому никакой речи о концепциях, тенденциях и всяких других словах латинского происхождения идти не может, пока мы не научимся смотреть другое кино, а дистрибьюторы и организаторы кинофестивалей – его показывать. Только тогда фестивали потеряют, наконец, свой непреложный пафос, заплесневевшую атмосферу междусобойчиков и будут показывать кино, а не маячить полуспившимимся физиономиями почетных гостей в пресс-релизах.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram