ГлавнаяКультура

Укрощение строптивых: превратности отечественного кинопроката

Удивительное открытие: среди киноманов бытует мнение, что количество привозимых фильмов для кинопроката должно обязательно зависеть от того, насколько продуктивен отечественный кинематограф.

Укрощение строптивых: превратности отечественного кинопроката

Любить искусство в себе, а не себя в искусстве по-прежнему остается не модным, но это не повод опускать руки.

Следует признать, что украинское кинопроизводство находится на очень низком уровне, если вообще можно хоть как-то идентифицировать его местонахождение. Для пущей важности под скромную этикетку «Made in Ukraine» притягиваются фильмы, «украинскость» которых определяется по месту, где фильму суждено было производиться на свет, – критерию весьма сомнительному, кстати говоря.

Так случилось с фильмом Сергея Лозницы «Счастье мое», попавшего в конкурсную программу Каннского кинофестиваля. Теперь почетное одеяло участников великого кинодейства на бульваре Круазетт поочередно тянут на себя Украина и Россия, каждая выдавая на-гора сенсационные заголовки в газетах.

Но пока что не это самое важное. Самое важное – понять, что если наши киношники не способны выдать фильм, который безо всяких оговорок будет достоин принимать участие в конкурсе какого-либо фестиваля, кроме украинских, то это совсем не означает, что от их недееспособности должны страдать зрители, не получающие своей дозы фестивального кино лишь потому, что среди этого кино нет украинского.

Последняя мысль, так или иначе, сквозила во вчерашней колонке многоуважаемого Дмитрия Литвина, сетовавшего на то, что кинофестивалей в Украине – завались, а вот самого украинского кино нет. Конечно, ситуация близка к трагической, если факт того, что в конкурс КМКФ «Молодость» попал украинский фильм (в частности, «Отторжение» Владимира Лерта), становится головокружительной сенсацией. Тем не менее, это совершенно не повод уменьшать количество кинофестивалей, на звание которых, на самом деле, претендуют не так-то и много событий.

В этом случае снова интересно будет взглянуть на новоиспеченный Киевский международный кинофестиваль, который курируется Богданом Ступкой. Пока что полностью калькированный с «Молодости», без внятно озвученной концепции и конкурсной программы, Второй КМКФ радует только пафосными анонсами и кусками внеконкурсной программы, в который попали, хоть и не совсем свежие, но все же громкие фильмы.

Кто-то помнит, когда в наших кинотеатрах в широком прокате шел серьезный драматический фильм? Если все анонсы кинофестиваля в конце мая оправдаются, то мы сможем, наконец, увидеть то, что все зрители в мире успели посмотреть еще до начала 2010 года. Да, это будет немного наивный «Девять» Роба Маршалла, политкорректная «Прешес» Ли Дэниелса и участники прошлогодних кинофестивалей, но это будет не «Аватар», что уже хорошо.

При всех своих достоинствах (быстрой самоокупаемости, в первую очередь), гегемония «Аватара» начинает уже порядком надоедать. Даже мейнстрим бывает разным, вы не знали? Больше фильмов, хороших и разных – вот наиболее желанная политика кинодистрибуции, которая, впрочем, слишком утопична, чтобы стать реальностью. В связи с этим вопросов вроде «А зачем нам нужны фестивали?» вообще не должно стоять. Качество никогда не будет получено из количества, если последнее будет равно трем с половиной блокбастерам и двум-трем премьерам в год, брошенным на утешение киноманов.

Если в Украине не будет полновесных кинофестивалей, вроде «Молодости», или назревающего КМКФ им. Б. Ступки, то придется совсем попрощаться с теми редкими отечественными кинопроизводителями, которые, кстати, будут лишены радости международного общения (фестивали для этого тоже неплохо годятся, к слову) и источников вдохновения. Но, что еще хуже, останется мало вменяемых зрителей, готовых ходить на кино в кинотеатры, как на праздник, а не лениво зажевывать экранную копию «Аватара» бутербродом где-то в промежутке между обновлением странички на Facebook и в ЖЖ.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram