Особенного внимания заслуживает, конечно, Джим Джармуш, так как он – нечастый гость на необъятных просторах наших широких экранов, в отличие от братьев Коэнов, которые удивительным образом умудряются делать кино под двумя знаменами: «независимое кино» и «здоровый мэйнстрим».
Если кто-то будет вам говорить, что «Пределы контроля» – провальный опыт кинорежиссера подвести итог всему, что он делал на протяжении многих лет, не верьте ему. Несмотря на то, что новый фильм Джармуша не взяли на прошлогодние Канны, и на низкий рейтинг среди американских кинокритиков, кажется, что «Пределы контроля» – самый сильный его фильм. Просто, чтобы почувствовать, что же кроется за пространными рассуждениями героев и за пустынностью мизансцен, нужно иметь недюжинное терпение, коим, скорее всего, обладают немногие, и действительно любить фильмы Джима Джармуша, хоть сколь претенциозно это бы ни звучало.
Очень показательно то, что Джармуш, чье имя стало в авангарде американского независимого кино, решительно отсекает от своих фильмов тех, кто пытается смотреть его лишь затем, чтобы потом похвастаться в кругу недалеких киноманов, что смотрит умное кино. После «Сломанных цветов», получивших гран-при в Каннах, и, по моему скромному мнению, ставших одним из самых простых, попсовых, если хотите, фильмов, все ждали, по-видимому, еще более упрощенного содержания в привычной форме притчи.
Но нет, режиссер пошел иным путем, непривычным невнимательному западному зрителю (внимательный сразу ощутит аналогию с более ранним фильмом Джармуша – «Пес-призрак»). Упростив форму, он усложнил содержание, открыв тем самым нам множество путей для интерпретации, а также снабдил все действие монотонными, похожими друг на друга диалогами и сонмом персонажей, над ролью каждого из которых еще предстоит серьезно поразмыслить.
Фото: booknik.ru
В итоге, фильм провалился в прокате, но не потому, почему проваливаются нынешние «Утомленные солнцем» (да простят меня кино-боги за такое сравнение), а попросту потому, что не вписался в стандартную, но порой колеблющуюся, схему «форма-содержание». Попадет ли отечественный зритель в очерченные режиссером пределы, контролирующие уровень понимания сидящих в зале людей, и будет он ли готов распахнуть двери восприятия пошире, без вспомогательных средств, предстоит узнать с 29 апреля в кинотеатрах «Киев», «Жовтень» и «Кинопанорама». Этот кинематографический опыт стоит того, чтобы его попробовать.