ГлавнаяКультура

Какие кинофестивали нам нужны?

В разгаре ожидаемой многими на протяжении целого года «Французской весны» и приободренные многообещающими анонсами Второго Киевского международного кинофестиваля, который будет проходить в конце мая, нельзя не призадуматься о судьбе фестивальных показов вообще в Украине.

Какие кинофестивали нам нужны?

Строго говоря, все проводимые акции наших дистрибьюторов, которые носят название «Фестиваль голландского (испанского, французского и т.д.) кино» не являются фестивалями как таковыми. Те бесценные недели в столичных кинотеатрах, когда зрители могут посмотреть полноценное европейское кино, не испорченное голливудскими претензиями, скорее похожи на то, что вообще принято называть «днями», «неделями», «вечерами» облюбованного организаторами национального кино.

Это может показаться всего лишь занудством и вечным нытьем по поводу терминологии, но, на мой взгляд, такая неоднозначность в обозначениях проводимых событий влияет на украинские кинофестивали более широкого размаха, такие как «Молодость», «КРОК» или новоиспеченный КМКФ под патронатом Богдана Ступки. Собственно говоря, речь пойдет именно о последнем.

В прошлом году МККФ так всех порадовал присутствием живого классика Питера Гринуэя и его лекцией, что никто не обратил внимания, в чем, собственно, суть нового кинофестиваля. Ответ на этот вопрос до сих пор остается за организаторами, ведь программа нового фестиваля еще не обнародована, и критерий отбора фильмов для конкурсной программы – тоже. Непонятно, были ли те 14 фильмов, которые принимали участие в прошлогоднем конкурсе, единственными, которые подали заявку на участие; или же это были фильмы, с производителями которых было легче всего договориться; а может, то были просто хорошие фильмы, вышедшие в 2008-2009 году. Остается только ждать, что преподнесет фестиваль в этом году – может тогда что-то прояснится.

Концепция «Молодости» вполне прозрачна – в конкурсе участвуют полнометражные или короткометражные дебюты режиссеров. Таким образом, «Молодость» становится для них – удачной и не скользкой стартовой площадкой для дальнейших творческих поисков, а для зрителей – возможностью посмотреть хорошее дебютное кино, не испорченное разнообразными факторами, которые влияют на режиссеров в их дальнейшей карьере.

У фестиваля анимационных фильмов «КРОК» идея приблизительно такая же, только в сфере анимации – на конкурс подаются лишь студенческие работы, либо первые профессиональные фильмы, снятые вне учебных заведений.

Конечно же, все эти аналогии не призваны скорректировать программу нового, второго КМКФ в сторону стартовых площадок для режиссеров и аниматоров. Скорее они приведены для того, чтобы показать, что даже за неимением лучших возможностей смотреть фестивальное кино (посещать Берлинале или Канны, к примеру), украинский зритель имеет право смотреть кино, поданное с осознанием того, почему именно этот, а не другой, фильм сейчас на экране. Кажется, именно такое осознание, в конце концов, и формирует то, что называется «фестиваль».

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram