Редкая удача, что и говорить! Ведь одним из четырех оставшихся претендентов на Игры был именно Мадрид. И стоя на огромной площади между Королевским дворцом и зданием Оперы, затиснутый со всех сторон возбужденной многотысячной толпой, я волновался и страстно желал победы именно Мадриду, городу шикарному, величественному, ухоженному, городу полному нескрываемого достоинства и красоты.
Первые два голосования отсекли Чикаго и Токио. Остался финал. И тут у меня почему-то отчаянно застучало сердце. И я подумал - какого черта! Спокойно, старина! Что тебе Мадрид? И что ты Мадриду?.. Чужой город, чужая земля. Завтра ты будешь уже дома, в Киеве, в своей стране. Так почему же ты волнуешься, стоя здесь, в этой колышущейся безмерной толпе, среди совершенно незнакомых и не похожих на тебя людей, и гордо чувствуешь себя пусть чужой, пусть всего на день, но все же частичкой этого знаменитого города и великого народа?.. Почему?..
Тут все повернулись к огромным светящимся телевизионным экранам. Включили Копенгаген. После возни с конвертом и напряженного ожидания председатель МОК Жак Роге, наконец, торжественно объявил: «Город-хозяин Олимпиады 2016 года - Рио-де-Жанейро!».
К вечеру следующего дня я уже находился в своем малюсеньком, тихом, скучном и провинциальном аэропорту Борисполь и, стоя в длиннющей очереди на паспортный контроль, размышлял о превратностях судьбы. Вот интересно, с чего это я вчера так возгордился собой и Мадридом? А?.. Почему в тот момент я, коренной киевлянин, чувствовал себя как настоящий испанец, как настоящий испанский патриот, и почему это чувство гордости для меня было так желанно и так неожиданно приятно?.. Почему?..
Над очередями к пограничникам висели большие телевизионные экраны, и прилетевшие из разных стран от нечего делать глазели в них. Медленно продвигаясь, читаю бесконечные судьбы Овнов, Стрельцов и Козерогов... Потом реклама... Пока стояли - ни слова, ни кадра ни о Киеве, ни об украинцах, ни об Украине...
А может, дело в том, что подобные сильные чувства мне довелось испытать у себя на Родине лишь однажды, далекой уже осенью 2004-го? И острую нехватку свей, украинской национальной гордости я попытался компенсировать там, в Мадриде? Думаю, что так. Даже уверен, что так. И дело даже не в каком-то конкретном городе или стране - стоя на площади в Токио или Чикаго я, скорее всего, ощущал бы нечто подобное. А вот дома...
Выхожу на Крещатике. Виднеются элегантные и деликатные новостройки. Тротуары наглухо перегорожены автомобилями. Так и хочется взять гвоздик, молоток и соляную кислоту!
Иду. Во всю длину улицы граждане и гражданки увлеченно пьют пиво. Через каждый шаг - по табачному киоску.
А в шумном подземном переходе возле столичной мэрии натыкаюсь на черную, несмываемой краской распыленную аршинную надпись во всю стену - «Сдесь были мы!». Прелестно! Вот я и дома.
Через пару дней кое-как акклиматизировался. Погулял, отоспался. И подумал: а может, зря я так - отчаиваюсь, переживаю. Может, все-таки придет время, когда мы, киевляне и мадридцы, украинцы, американцы, японцы и бразильцы, затиснутые со всех сторон возбужденной многотысячной толпой, будем стоять на нашем украинском Майдане и приветствовать объявление Киева, шикарного, величественного, ухоженного города столицей грядущей Олимпиады? Вы считаете это утопией? Возможно. Хотя почему бы и нет? И дело-то пустяковое. Просто для этого к власти не «cдесь», а «здесь» (!), в Украине, должны прийти совсем другие люди. Понимаете? И все. Вот только бы не ошибиться снова. Дожить бы...