Эпоха сырьевых монополистов ушла в прошлое и возврата к доминированию такой модели уже не будет. За последние несколько лет в ТОП мировых компаний вышли бизнесы новой экономики - технологичные, социальные, новые, и мир стал другим. А значит - все политические и экономические стратегии XX века изжили себя.
Безусловно, нужно строить заводы, дороги и выращивать пшеницу, но такие компании уже не задают тренды в мире. Теперь будущее создают интеллектуалы, отдельные личности; такие люди есть и их все больше в образованных, мультиязычных, открытых сообществах. За такими бизнесами будут идти и ресурсы инвесторов. Чтобы модель новой экономики работала в Украине – нужна либерализация и дерегуляция, снятие банковских ограничений и запретов – в общем, все то, чего бизнес-сообщество ждет от власти в Украине последние 2 года.
Но Украиной руководят люди, которые не имеют представления о новой экономике и не хотят его иметь. Это люди из прошлого века с соответствующей экономической моделью в голове. Неделю назад на конференции YES мы все в очередной раз были свидетелями столкновения двух таких миров – премьер-министр, руководство АП и ГПУ были вынуждены списывать все беды на войну и олигархов. И ключевой запрос спикеров из США и Европы был таким: считать ли Украину failed state? Неужели коррупция в таких масштабах – это менталитет нации? Где будут работать 30 миллионов человек, кто стимулирует развитие реального сектора экономики?
Даже Леонид Кучма выглядел адекватно, когда привел пример про голландского предпринимателя, его коз и ставки в 23% годовых по кредиту в украинском банке. К сожалению, у чиновников нет ответа на вопрос, как быть с реальным бизнесом реальному иностранному инвестору.
Когда чиновникам говоришь, что система государственного регулирования должна быть минимальной и простой, и только злостных нарушителей нужно строго наказывать, при этом понимая, что большинству бизнесменов надсмотрщики не требуются, они действительно не понимают, о чем речь. У них в голове совершенно другая парадигма мышления. Люди с социалистическими мечтами про сильный госаппарат просто не видят себя в новом мире и не видят этого мира.
Справедливости ради нужно сказать, что в украинском обществе есть запрос на «количество посаженных в тюрьму», которое, по мнению определенной части общества, должно свидетельствовать об эффективности правоохранительной системы. Боюсь, что это как раз запрос из фан-клуба любителей смертной казни, ГУЛАГов и коммунистической партии. Но тем не менее в этом диалоге себя комфортно чувствуют силовики, даже политического уровня. Например, Генпрокурор предложил создать в ГПУ специальной подразделение по работе с инвесторами, чтобы «помогать». Инвесторы содрогнулись.
Те западные эксперты и журналисты, которые играют в эту игру, часто просто не понимают, что система государственного регулирования в Украине такова, что не нарушать правила часто просто невозможно, и поэтому косвенно подыгрывают левацким трендам, которые несут однозначный вред экономике. Странно, но при этом те же эксперты боятся популизма в Европе и США.
Глобально во всем мире меняется экономическая модель – а значит, должны меняться и механизмы государственного контроля за бизнесом в Украине. Монетарные, бухгалтерские методы, ограничения и давление ушли в прошлое. Они были применимы как раз для управления монополиями, бизнесами в сфере природных ресурсов при тоталитарном государственном строе, но никак не сейчас.
Новое украинское общество сможет эффективно противостоять попаданию устаревших идеологем в Украину из России. Но никто – ни западные эксперты второго эшелона, ни журналисты американских телеканалов, ни отставные европейские политики с трибуны той же YES не смогут провести реформы в Украине.
Для реформ нужно современное лидерское мышление.
В Украине же до сих пор у власти бизнесмены XX века с соответствующими подходами к управлению, когда картина мира является неполной без «начальника». Но если раньше вассалы ориентировались на Москву, то теперь – на Вашингтон или Брюссель. Сама по себе модель отношений с внешним миром не изменилась. Но при этом изменился сам мир – вассалы уже никому не нужны.
Миру нужны лидеры. Лидеры бизнесов, лидеры реформ, авторы новых идей. И развитые страны готовы создавать для таких лидеров все экономические условия.
Украинское общество все больше и больше склоняется в сторону популистов, которые бесконечно обещают что-то доплатить, дать или обеспечить. Популисты – это всегда признак бедности и необразованности, а бедность – следствие безграмотной, отсталой экономической политики. Если бы правительство провело реформы 2 года назад, сейчас мы все зарабатывали бы больше, а значит – не верили бы популистам.
В кругу бизнесменов и крупных инвесторов в Украине это все понимают. Дискуссий о либерализации, республиканской политической платформе в нашем кругу все больше и больше, и при этом все осознают, что если мы примем решение пойти в политику - нужно будет буквально сражаться со трансляторами паразитических месседжей о «снижении тарифов».
И тех, кто готов к этому, становится все больше.