Впрочем, дело не столько в кадрах, сколько в принципах их подбора: согласно закону о Госслужбе, теперь президенту кандидатуры местных чиновников рекомендует специальная конкурсная комиссия, состоящая из представителей общественности. Идея прозрачных выборов местного руководства сама по себе хороша, да и Европой одобрена, только вот при ближайшем рассмотрении все наблюдатели, контролеры и люстраторы оказываются не только профанами в государственном управлении, но и зачастую – просто ширмой, за которой вершат свои дела чиновники «со стажем». Примеров уже более чем достаточно – от ситуации в Волновахе, где имя победителя «прозрачного конкурса» сами же контролеры поменяли за два часа, и заканчивая «праймериз» в Житомире и Харькове.
Если данный закон не подвергнуть немедленной коррекции, то президент и дальше будет вынужден назначать губернаторов или глав райадминистраций временно исполняющими обязанности, что ничего хорошего не сулит исполнительной вертикали. Будут ли стараться временщики принести пользу региону, зная, что «кавалергарда век недолог»? Вопрос, по-моему, риторический. А если еще учесть, что каждая презентация «кадра», рекомендованного Нацагенством по госслужбе, таит в себе мину замедленного действия, то ситуация вообще складывается патовая. Например, скоро главе государства предстоит «презентовать» губернатора одной из самых стратегических областей - Киевской. И скандал там может получиться куда громче николаевского, где новоназначенного губернатора уже обвиняют в связях с местным криминалом и пророчат разборки.
Речь идет о главе местной «Батькивщины» Константине Бондареве – человеке непубличном, однако, весьма влиятельном в определенных кругах.
О его бизнесовой и долевой связи с попавшимися на земельных махинациях кумовьями-мэрами Бучи и Ирпеня – Анатолием Федоруком и Владимиром Карплюком говорилось и писалось мало. Еще меньше – о давней дружбе с "земельным латифундистом" Губским. Все-таки в любом скандале или расследовании владелец одноименного водочного бренда умудрялся оказаться за кадром. Вероятно, этому способствовал тот простой факт, что будущий губернатор, по слухам, имеет компромат на многих политиков и чиновников. Также в частных беседах политики говорят, что многие должны Бондареву. И не обязательно денег. Политические связи тоже играют не последнюю роль. Посему неудивительно, что депутаты всех уровней на Киевщине уже организовали парад поддержки Бондарева.
Так, на внеочередной сессии Киевоблсовета семь фракций – «Свобода», «Самопомощь», «УКРОП», «Радикальная партия Олега Ляшко», «Наш край» и «Оппозиционный блок» – поддержали кандидатуру бывшего социалиста, руководившего в области компанией СПУ в 2006-м. Потом начался парад поддержки городских советов городов-спутников столицы.
По сути, возник опасный прецедент, когда гарант должен своими руками поставить на Киевскую область креатуру политических противников: Бондарев почти десять лет возглавляет партию Тимошенко в области. Здесь нужно определиться или ты в оппозиции или во власти. Иначе попахивает политической шизофренией.
Ранее ведь как было? Кандидатуру главы РГА по своему усмотрению выбирал губернатор, вносил в Кабмин, а тот уже предлагал на утверждение президенту. Все было просто, понятно и по-«кумовски». Разумеется, такая ситуация не устраивала людей на местах, которые порой получали в руководители удобного центру, но не знакомого с местными реалиями «парашютиста».
В новом законе ситуацию пытались исправить. Национальное агентство по вопросам госслужбы формирует конкурсную комиссию, собирает наблюдателей и т.п. На бумаге было все вроде бы чинно и гладко. Однако, как наглядно показала ситуация в ряде областей, система праймериз дала сбой. Членов комиссии можно подкупить, запугать ну или же просто обвести вокруг пальца: ведь они, в большинстве своем, набраны с улицы. И успели «накосячить» в Харьковской, Донецкой, Николаевской областях, снижая доверие людей к принципам местного самоуправления, ликвидируя интерес граждан к возможности лично влиять на выборы чиновников.
Есть попытки исправить закон о госслужбе. Правда, многие до сих пор считают: дескать, пусть «царь» наверху решает, а мы внизу будет критиковать «засланных казачков» и крутить дули в кармане. Да и для представителей местной власти становится очевидным, что решения, которые должны приниматься на местах, в реальности готовятся в Киеве. В итоге призванные изменить сам подход к формированию эффективной власти конкурсы быстро превратились в формальность, вернее даже сказать – в фарс… Так не пора ли его прекратить?