Гражданская война в Йемене и Ливии, переворот в Тунисе и Египте, кровавое противостояние в Сирии, бунты в почти обанкротившейся Греции – все эти события вызваны несостоятельностью местной политической элиты. На этом драматическом фоне третий срок для столь неоднозначной политической фигуры как Эрдоган – это хорошо или плохо?
Противники Эрдогана – интеллигенция турецких мегаполисов и страны Запада – оценивают его пребывание у власти однозначно негативно: говорят об усилении авторитаризма, исламизма, абсолютизации власти и попрании всех прав и свобод. С ними трудно не согласиться. Достаточно вспомнить о первом месте в мире, которое занимает Турция по количеству посаженных в тюрьму журналистов.
Но можно посмотреть на ситуацию и с другой точки зрения. Например, как переживает Турция общемировую политическую и экономическую дестабилизацию? Ей здесь есть чем похвастаться. Несмотря на кризис, благодаря разумной государственной политике Эрдогана в Турции не было серьёзных экономических проблем и драматического спада производства и потребления. ВВП Турции в 2010 году на 8% превысил показатель 2007 года. Очевидно, что правительство Эрдогана живёт не для личного обогащения, пуская пыль в глаза своему населению и раздавая мелкие подачки, а серьёзно работает над развитием национальной экономики. Турция даже смогла занять 16-е место в мире по размеру ВВП – на несколько ступенек выше своего главного идейного конкурента Ирана.
Победа в этом негласном соревновании (Турция-Иран) означает доказательство превосходства турецкого пути развития по сравнению с иранским, что для многих исламских стран, оказавшихся сегодня на политическом перепутье, очень серьёзный аргумент.
Партия Эрдогана в третий раз подряд одержала победу на парламентских выборах, причём каждый раз набирая всё больше голосов (34,28% в 2002 году, 46,66% в 2007-м, 49,91% в 2011-м). Итого, 9 из 10 лет своего существования партия находится у власти. Конкурентов у неё практически нет, о создании единого оппозиционного фронта в стране не может быть и речи.
Секрет успеха Эрдогана кроется прежде всего в его прежних заслугах. Турция ещё помнит, какой она была 10 лет назад. Недееспособность существующей структуры власти стала окончательно ясна населению во время экономического кризиса 2001 года. И тогда на парламентских выборах в 2002 году отчаявшийся народ отдал власть в руки оппозиции – то есть партии Эрдогана. И не пожалел об этом до сих пор. Эрдоган провёл структурные экономические реформы, в том числе массовую приватизацию государственной собственности. Турецкий ВВП по ППС вырос с 2001 года почти в два раза (с $494 миллиардов до $960 миллиардов в 2010 году).
Эрдоган всячески поддерживал средний класс, а также мелкий и средний бизнес. При нём в Турции построено 500 тысяч квартир для малообеспеченных и более 15 тысяч километров современных дорог (что не только решало инфраструктурные и жилищные проблемы, но и снижало уровень безработицы). Благодаря ему Турция относительно легко пережила и мировой финансовый кризис. Показатель ВВП в 2010 году превысил цифры 2008 года более чем на 40 млрд долларов. Ведущие финансовые издания мира «The Financial Times» и «The Economist» называли его лучшим турецким премьером за всё время существования республики. По словам бывшего пресс-секретаря премьер-министра Акифа Беки, «Эрдоган – это человек, который больше всех трансформировал Турцию после Ататюрка».
Внешняя политика Турции при Эрдогане стала куда более прагматичной. Вместо идеологии пантюркизма (нереалистичной и сталкивавшей Турцию с Ираном и Россией) и статуса «проводника интересов США в регионе» (вызывавшего неприязненное отношение к Анкаре арабских государств) Эрдоган инициировал программу «Ноль проблем с соседями». Он не только прекратил безоговорочно поддерживать все инициативы Вашингтона на Ближнем Востоке (первым шагом стал отказ Турции предоставить базы для американского вторжения в Ирак), но и смог наладить отношения с ближневосточными режимами, решить территориальные проблемы со всеми соседями, кроме Армении.
Постепенно ближневосточные соседи начинают видеть в Турции не агента США (Турция вступила в НАТО ещё в 1952 году), а регионального лидера и защитника ислама перед Западом. Так, в своей речи после победы на выборах Эрдоган подчеркнул, что от этой победы выиграли не только турки, но и боснийские мусульмане, ливанцы, сирийцы и палестинцы. «Сегодня Сараево выиграло не меньше, чем Стамбул, Бейрут – не меньше, чем Измир, Дамаск – не меньше, чем Анкара, Рамалла, Наблус, Дженин, Западный берег и Иерусалим выиграли столько же, сколько Диярбакыр», – сказал Эрдоган.
При Эрдогане был снят запрет на публичное использование курдского языка, возвращены бывшие курдские топонимы, для сдавшихся боевиков Курдской рабочей партии была объявлена амнистия, а умеренные курдские политики получили возможность избираться в парламент.
В ближайших планах правительства Эрдогана – стимулирование строительного сектора. Предлагаемые проекты включают строительство канала, соединяющего Чёрное море с Эгейским, создание нового города-спутника Стамбула, а также постройку новых мостов, аэропортов и больниц.
Обозначая правительственный курс сразу после объявления итогов голосования, Эрдоган заявил о намерении изменить конституцию страны. Действующий основной закон Турции был принят после военного переворота 1980 года. Конституция благоприятствует политическому авторитаризму и поддерживает привилегированное положение армии как арбитра в любом политическом споре.
Что касается многолетней устремлённости Турции ко вступлению в ЕС, то на прошедших выборах, в отличие от предыдущих, этот вопрос не стоял на первом плане. Целесообразность вступления в ЕС вызывает сейчас сомнения в связи с экономическими проблемами зоны евро, особенно на фоне стабильного развития турецкой экономики. Можно сказать, что эта проблема не слишком волнует общественность и на исход выборов особого влияния не оказала. При этом прежний курс на приближение к евростандартам остаётся неизменным.
Таким образом, можно понять, что Эрдоган и дальше будет побеждать на выборах, несмотря на критику со стороны европейских лидеров и турецкой интеллигенции. Экономический рост, инфраструктурное развитие и новая респектабельность для Турции в регионе – это наилучшее общение с избирателями, идеальный пиар.