Бюджет Украины может быть открытым (ОБНОВЛЕНО)

Майдан бесспорно является уникальным по своим результатам явлением в Украине: такой концентрации решительно и положительно настроенной элиты в широком смысле слова не под силу собрать никому из политических сил. В данной статье мы не будем останавливаться на характеристиках Майдана, а рассмотрим одну из его сторон – бюджет, а точнее его оптимизацию. Для справки, автор является активным участником Майдана с первого вечера 21 декабря и будет до успешного его окончания. 

Фото: Макс Левин

Обозначим предпосылки. 

Очевидно, что имеется несколько узлов управления бюджетами Майдана, включая Штаб, дислоцируемый в Доме Профсоюзов, Гражданский сектор Евромайдана, движение «Спильна справа» и несколько других менее известных организаций, частным образом собирающих средства и осваивающих бюджеты в целях Майдана. Это условное разделение, потому что расстановка центров меняется каждый день. К тому же не секрет, что средства собирают и мошенники, которые никогда не донесут и гривны до общей казны. Возникает проблема №1 – децентрализация управления и ответственности, из которой к сожалению выплывает неэффективный сбор средств с желающих помочь общему делу. Понятно, что при этом и планирование общих затрат невозможно, но в рамках стихийного Майдана и ограниченного набора категорий нужд этот вопрос можно опустить в принципе.

Второй предпосылкой является расхождения лидеров по вопросам расхода средств – это и слухи про необходимость управлять бюджетом одной политической силой ВО «Батькивщина», и банальная экстраполяция бюджетирования по-украински, когда нет ресурса, контролирующего каждую копейку, и процедуры находятся попросту в теневом укрытии от «спонсирующего» населения.

Теперь проведем параллель с бюджетом Украины: бюджет планируется и выполняется закрытым способом, и нет оснований полагаться на совесть чиновников, имеющих доступ к большим суммам налогоплательщиков, пополняющих этот бюджет.

Как связываются эти вещи? Подойдем к главной идее.

Представьте себе ситуацию: любой гражданин Украины, у которого есть доступ к интернет, может зайти на государственный веб-сайт, отражающий план (бюджет) и его выполнение – доходную и расходную часть - в режиме реального времени. К примеру, любой предприниматель, платящий налоги, может видеть, как наполняется казна и как происходят отчисления по статьям бюджета. Во что превращается прослойка исполнительной власти? Правильно - от “небожителей” и “держателей средств” исполнительные органы переходят в разряд тех, кем они и должны быть – простым механизмом реализации бюджета согласно плану по заданным алгоритмам. А еще если автоматизировать кое-какие процессы, так в принципе можно свести человеческий фактор к минимуму.

Теперь вопрос тендеров. Если в такой системе есть прозрачность, то почему бы не ставить на повестку дня открытые тендеры с грамотно прописанными критериями победителей и механизмами проведения? Можно только считать и считать чистую “недополученную прибыль”, какую в данном случае бюджет не будет терять из-за теневых схем и откатов.

Реализация электронного правительства Украины хотя бы на этом уровне будет уникальным явлением в странах СНГ. Идеи идеями, но внедрить такое в бюрократической и коррумпированной стране – дело неподъемное. Так почему бы на фоне цветущего социализма Майдана, бюджеты которого примитивны, не реализовать такой веб-ресурс, создав тем самым прецедент континентального масштаба?

Итого, для открытого бюджета Майдана выделяем следующие цели:

1. ограничить возможность теневого оборота средств (пусть и небольших, но нужно начинать с чего-то)

2. вывести бюджетирование из контроля партий оппозиции

3. прозрачностью привлечь частных инвесторов к финансированию майдана

4. ограничить мошенников, собирающих деньги частным образом

Наша команда разработчиков уже реализовала первую презентационную версию продукта, в которой отражаются доходные и расходные статьи майдана - красиво, наглядно, с большим графиком Грн/Дни, несколькими информативными счетчиками, какой-то полезной мета-статистикой и возможностью углубиться в детали каждой из статей доходов/расходов Майдана. Администратор приложения (он же потенциально и бухгалтер Штаба) через удобный интерфейс категоризирует и описывает расходные статьи, вносит доходные статьи (с указанием источника) и, собственно, вносит цифры в гривнах.

Посмотреть в полном размере.

Посмотреть в полном виде.

Посмотреть в полном виде.

Для повышения прозрачности и привлечения частных инвесторов в таком приложении будет существовать доска почета для самых отличительных (1) финансовых спонсоров, в том числе подтягивать краудсорсинговых лидеров, и (2) активистов, которые смогли сэкономить средства для майдана

Также, будет возможность конструктивно обсуждать позиции расходов и предлагать свои варианты (проводить мини-тендеры).

В завершение несколько слов о следующих шагах. Для продвижения идеи необходим фидбек от правовиков, в частности, вкладывается ли такой проект в рамки текущего законодательства и как его развивать, а также поддержка для внедрения такого продукта в Штаб. Команда готова развивать этот продукт до необходимого уровня, чтобы прецедент состоялся и Украина вошла в новую эру прозрачного и взвешенного бюджетирования, с привлечением всех заинтересованных граждан в его освоении и контроле за ним.

Гражданское общество на Украине родилось!

Контакты:

Группа в Фейсбук

Имейл для связи с автором.

Константин Хромченко Константин Хромченко , Предприниматель
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram