ГлавнаяБлоги

Европейская политика соседства: конспект

В отношениях Украины и ЕС весьма смущает разнобой в ариях отдельных участников. Если ЕС упорно заявляет о желании нести высокую культуру соседям, но в своих рядах их видеть не хочет, то соседи в лице Украины, упорно заявляют о намерении в ЕС пробраться. Потенциальное членство в ЕС, при этом, в украинской реальности существует на правах фетиша. Если спросить у украинских чиновников (желательно рангом повыше), как будет выглядеть Украина, его обретя, вразумительного ответа, как правило, не последует. В Брюсселе картинку желаемой Украины для себя нарисовали.

Украина, как и ее коллеги из постсоветского лагеря должны перенять как можно больше европейского управленческого опыта.

Собственно, «экспорт» как можно большего набора норм ЕС соседям является задачей Европейской политики соседства, и Восточного партнерства, в частности. Это должно обеспечить спокойствие, и по возможности, достаток в этих странах и, таким образом, избавить Евросоюз от рисков соседства с нестабильными территориями.

Литература, посвященная анализу Европейской политике соседства и Восточному партнерству в частности, акцентирует внимание на нескольких важных аспектах: несмотря на то, участники ВП отнесены ЕС к одному «классу», и инструменты к ним применяются аналогичные, отношения с ними ЕС строит в одностороннем порядке. Переговоры с каждым из государств не предусматривают возможности тесного сотрудничества участников ВП между собой. (А в случае с Балканами, например, ЕС преднимал меры, чтобы создать там интегрированное экономическое пространство). Второй момент — отношения ЕС со странами Восточного партнерства — должны быть асимметричными. ЕС пытается «отформатировать» это пространство согласно своим представлениям и потребностям, полагаясь на свое превосходство в ресурсах и экономическом и политическом весе.

Ход событий после запуска Восточного партнерства в мае 2009 года подтвердил прогноз о том, что опыт, обкатанный на Украине, ЕС будет применять и в переговорах и с другими участниками этого проекта. Переговоры об ассоциации с ЕС на сегодня ведут уже Армения, Азербайджан, Грузия и Молдова.

Похожим образом развиваются события и на визовом фронте. Молдова недавно начала переговоры о безвизовом режиме с ЕС, а Грузия подписала аналогичный украинскому договор об упрощении визового режима. Азербайджан и Армения переговоры о реадмиссии и визовом упрощении должны начать летом этого года. На торговом направлении движение, в целом аналогичное.

Предполагается, что Молдова, Армения и Грузия готовы вести переговоры о зоне свободной торговле с ЕС, и соответствующий раздел может быть включен в договор об ассоциации. В случае с Азербайджаном в договоре об ассоциации предполагают зафиксировать, что о зоне свободной торговли станут говорить после вступления страны в ВТО.

На сегодня планы ЕС в отношении соседей значительно скромнее, чем были в еще несколько лет назад. В 2003 году ЕС закончил переговоры о присоединении 10 стран Восточной и Южной Европы, а на подходе были соглашения о присоединении Болгарии и Румынии. Так что в Брюсселе тогда высоко оценивали свою возможность влиять на внутреннюю политику соседей. Имея на руках успешный проект в Центральной Европе, в Брюсселе решили обратить взор на новых соседей и попробовать реформировать и их.

Во времена обсуждения Европейской политики соседства в 2003 году, тогдашний глава Европейской Комиссии Романо Проди даже предложил предоставить соседям ЕС возможность разделить с объединением “все кроме институтов”. (О членстве в ЕС речь, соответственно, не шла). Весьма щедрое предложение, поскольку его реализация могла бы означать фактическое присоединение соседей ЕС к европейскому экономическому пространству, свободу передвижения рабочей силы, товаров, услуг и капиталов в границах «Большой Европы». Однако, достаточного количества мечтателей в среде евробюрократов, а тем более в столицах стран-членов ЕС не нашлось. Германия, Франция и Бельгия даже для новых членов ЕС свой рынок труда открыли через несколько лет после их присоединения, а уж о соседях и речи быть не могло.

Свободное предоставление услуг — это проблема, с которой ЕС пока не разобрался даже в собственных границах (в ЕС, к примеру, до сих пор существуют ограничения на железнодорожные перевозки по территориально-государственному признаку). Так что на сегодня по-сути, ЕС предлагает соседям «пряник» в виде зоны свободной торговли товарами, то есть, более легкого доступа на большой европейский рынок и хорошие потенциальные заработки для восточноевропейских экспортеров.

Но, чтобы получить пряник, желающим нужно будет и потрудиться, поскольку обещанная свобода торговли будет означать не просто отказ от таможенных пошлин, а гармонизацию законодательства, реформу системы госстандарта и таможенных процедур.

Гармонизацию, при этом, следует понимать так, что потенциальные партнеры ЕС осуществят имплантацию норм ЕС в свое законодательство.

Еще один потенциальный «пряник» - безвизовый режим с ЕС. «Утекшие» после визита Виктора Януковича в Брюссель требования, которые ЕС ставит перед Украиной в качестве условий для отмены виз это подтверждают. В обмен на отмену виз для краткосрочных визитов, ЕС хочет получить эффективный отлов нелегальных мигрантов на общей с Украиной границе, и по возможности более понятные механизмы работы украинских правоохранительных органов. При этом задача для переговорщиков со стороны ЕС — «прописать» в соглашениях механизмы контроля, поскольку постсоветские правительства, и украинские в частности, часто подписывают значительно больше того, что собираются выполнять.

Самое свежее тому подтверждение — недавний скандал с украинским тендерным законодательством. Глава представительства Еврокомиссии в Украине Жозе Мануэль Пинту Тейшейра заявил, что ЕС и Всемирный банк решили прекратить финансирование проекта технической помощи по реформированию системы госзакупок в Украине. В рамках этого проекта, украинские госорганы получали деньги, чтобы разрабатывать «европеизированные» нормы о гостендерах. Но в Кабмине и в Украинском союзе промышленников и предпринимателей посчитали, что гораздо лучше будет внести в тендерный закон норму об освобождении госпредприятий от тендерных процедур при закупках за собственные средства.

В принципе, выполнять соглашения с ЕС Украину должна была бы заставить жажда добраться до европейского рынка и заработать там много денег. В реальности этот стимул пока не срабатывает.

Реформирование, к примеру, системы качества (без которого рынок ЕС и дальше будет, фактически, закрытым) стоит денег, а взять их особо негде. Кроме того, для успешной торговли с ЕС было бы нелишним взрастить в стране достаточное количество специалистов по европейскому праву (антимонопольному, антидемпинговому и т. п.). Украинские же юристы-международники чаще специализируются на сопровождении денег из Украины на Кипр и покупке недвижимости там же (есть, конечно и более «благородные специализации» - международные арбитражи).

В общем: одни препятствия, поэтому в ЕС и беспокоятся о том, будет ли Украина выполнять то, под чем подпишется. Каким образом ЕС собирается этого достичь, широкая публика, судя по всему, узнает уже после того, как будет подписано соглашение об ассоциации с Украиной. Заодно, прояснятся и очертания того, как могла бы выглядеть «европейская Украина».

__Евробюрократия __Евробюрократия , Как управляют Европой
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram