ГлавнаяБлогиБлог Елены Боришполец

Я Киборг. Кино про людей, которых нельзя забыть

В украинский прокат вышел фильм «Киборги» украинского режиссера Ахтема Сеитаблаева по сценарию Натальи Ворожбит. Фильм имеет 158 прокатных копий. Его не взяли, откровенно проигнорировали, только в Черновцах. Пояснений о причинах отказа, продюсерам не предоставили. Сложно сделать верный вывод по Черновцам. Процесс подачи фильма в прокат не предполагает личного общения продюсера с каждым директором кинотеатра. Запросы на прокат были отправлены, поступали звонки администраторам, но обратной связи «Киборги» из Черновцов не получили. И я бы на месте киношников, имея ресурс, обязательно провела подробное расследование на тему: почему Черновцы не взяли фильм в прокат?

Кадр из фильма
Фото: hromadske.ua
Кадр из фильма

Премьера фильма идет в особой атмосфере, как его постер не поверни. Не говоря уже про скандал вокруг экранизации от автора книги «Аэропорт» Сергея Лойко, который обвинил съемочную команду в плагиате Кроме Киева, презентацию большой командой создателей фильма, запросили Одесса и Харьков. И это показательный момент, который компенсирует в моральном плане ситуацию в Черновцах.

История войны — это всегда общая история, и в ней есть много локальных особо болезненных мест. И вот с этими локальными участками, вполне могут работать параллельно несколько трансляторов. Наталья Ворожбит безусловный транслятор. Такая форма существования надиктована ей природой. Такой вывод можно сделать опираясь на ее деятельность, и на плоды этой деятельности. Театрально-социальный проект «Class Act», «Театр Переселенца», работа на театральной сценах Британии, Финляндии, Прибалтики, Польши, Белоруссии, успешное кураторство и основание фестиваля «Неделя актуальной пьесы». Уже только на одной Ворожбит стоило бы возрадоваться и констатировать, что театр в Украине есть. Но Наталья Варожбит — это еще и история про кино. «Киборги» тому подтверждение, а «Ворошиловград» - станция ожидания. Когда мы встретились в марте 2017 года, сценарий «Киборгов» был уже давно написан, шли съемки и результат съемок ее конечно очень волновал. И если вспомнить вот эти ее слова: «Бывают моменты, когда одолевает профессиональная, в хорошем смысле, ревность – дойти до конца. Сейчас ведь идут съемки «Киборгов». Я прихожу на площадку, мне рады, но я понимаю, что я им уже по сути не нужна...» то после премьеры фильма абсолютно понятно, что она была больше чем сценаристом для этой картины.

У персонажей Киборгов есть некоторая условная фора — основная масса людей, идущая смотреть фильм уже сопереживает прототипам героев. К этому нужно добавить работу святой троицы - сценариста, режиссера и актеров. «Вытягивание жил» у зрителя это работа командная. Команда Алексея Учителя в скандальной «Матильде» с этим не справилась. А ведь у него в руках была фора — Николай второй и его расстрелянная семья, заранее вызывают у нормального человека сострадание. С настоящими Киборгами, история которых намного ближе к реальности украинцев, чем царская Россия Николая второго, все сложилось иначе, но без России не было бы и этих убийств.

В субботнем зале одесского кинотеатра людей было немного, кто-то даже ел попкорн, но это только поначалу. Когда сценарий Ворожбит начинает закручивать одну за другой гайки, никто ничего не ест, не может. Спектр героев фильма довольно широкий. Они разноцветные части огромного кубика Рубика. И кубик этот — наша страна. Украина. Наш социальный срез, если хотите сузить. Психотипы текущей войны на Донбассе, но не только. Важно, что это спихотипы нашей «мирной» среды, среды, которой не коснулись грады и разрушения внешние, тех к кому не пришли ДНР и ЛНР. Но безусловно речь идет о среде, которую постигли разрушения внутренние. Каждый герой фильма отражение тысяч нас. Диванных бойцов фейсбука, реальных активистов и нереальных националистов, ментальных калек СССР, поколения независимой зависимости, и просто живущих в крепких и узких шлемах исторических доспехов. При том, что «Киборги» - это кино про войну, это кино про ее тыл, от которого и зависит ее исход.

Цитирование Быковского «В бой идут одни старики» проходит через фильм тонкой красной нитью. Это очень смело, это из области «повторения неповторимого». Ахтем Сеитаблаев снял кино для всех, без ограничений возрастных рамок. Не знаю оглядывался ли режиссер, ориентировался ли на определеного зрителя, но Ромео у Быкова говорил: «Не будем оглядываться!», и мне кажется, что это кино без оглядок, да времени на оглядки не было.

Продюсер фильма Иванна Дядюра, говорит, что узнаваемые актеры, медийные лица могли бы нивелировать силу этой истории, поэтому актерский состав фильма состоит из не очень широко известных актеров. Я не верю в то, что хороший актер накладывает маски плохо. Плохой — другое дело. История Киборгов документальная, - да, но фильм совершенно художественный, поэтому, думаю, у команды просто были причины на такой состав и все. И в составе есть уникальные, лично для меня, открытия.

Вячеслав Довженко, позывной «Серпень». Его талант не впечатляет, он приводит в чувства. Он как данность. В целом, делать сравнение в отношении людей к людям, это не всегда правильно. Но не сказать, что я вижу перед собой молодого Ивана Гаврилюка, я не могу. Все, что делал Довженко в кадре, как он взаимодействовал с другими актерами, все вызывает глубокое уважение, доверие и восхищение.

Роман Ясиновский, позывной «Гид». Актер работал с самым сложным психотипом персонажа. В его задачу входило держать нас от себя подальше, в его задачу входило держать подальше себя от себя самого. Потому, что то, что носит в себе герой, выглядит уже совсем не привлекательно. И мы должны увидеть это через его архисложную задачу: борьбу с врагом и с собой. «Гид» - это наш блаженный. А без блаженного мы пропадем.

Андрей Исаенко, позывной «Суббота». Он был призван нам многое рассказать. Кто такой сегодня украинский военный, какой он? Сколько в нем человеческого, а сколько от присяги? Есть ли у него в конце концов секс? То, что вложили в «Субботу» сценарий и режиссер, Исаенко на выходе использовал как оружие, как и положено хорошему военному.

Есть еще чудесный и немного спорный булгаковский персонаж «Псих» в исполнении Константина Темляка. Таких кадетов с перспективой, вводят либо специально, либо это ошибка режиссера. Он выбивается из общей череды героев, он персонаж из другой эпохи. При этом играет Темляк эту эпоху, как свою.

Дальше следует большой актерский вопрос. Макар Тихомиров, позывной «Мажор». Именно «Мажор» - это лирическая песня фильма. Музыкант, лауреат международных конкурсов и доброволец. На этом персонаже сильно споткнулся Сергей Лойко, поскольку Голливуд выкупает права на его роман «Аэропорт», и там тоже имеется музыкант, и теперь его придется не включать в сценарий. Но Голливуд выбросит кого угодно, и переживать по этому поводу я бы не стала. Но вот несмотря на то, что в «Киборгах» все герои — главные, и их больше, чем я отметила, все же центральной темой фильма являются отношения старшего по званию «Серпня» и прибывшего на ротации «Мажора». Это они ведут разговор о причинах и последствиях этой войны. Это на них лежит груз непонимания поколений. Им выпадает показать нам игру на грани. И там, где Довженко создает вокруг себя поле для идеального диалога/спора/конфликта, там Тихомиров не справляется с задачей. Визуально он хорошо входит в картинку персонажа. Но только визуально. Иванна Дядюра говорит, что Макар близкий друг их команды и некоторые зрители и критики называют его актерским открытием 2017-ого года. Мне бы и правда хотелось, услышать мнение кинокритиков по этому вопросу. Тихомиров молод, красив, и наверное у него есть что раскрывать в будущем, не зря же он студент Дмитрия Богомазова. Если бы мне выпало играть «Мажора», я бы тоже не смогла отказаться.

Сказать, что «Киборги» отлично снятое кино нельзя. Есть в нем и швы, и вопросы по раскрытию персонажей. Кто-то скажет, что это слишком лобовая режиссура, что нет пресловутой «глубины», и все рассчитано на не утихающую боль. Ну ведь болит же, что поделаешь? Эйфория пройдет и фильм получит свою критику. У команды «Киборгов» многое получилось. Киборги удерживали Донецкий Аэропорт неоправданными жертвами в угоду военной стратегии. В итоге он стал одним из символов этой войны. Война щедра на символы. Ахтем Сеитаблаев снял кино про живых и мертвых людей помещенных в силу обстоятельств в войну. Все это далеко за рамками Донецкого Аэропорта. Спор между «Серпнем» и «Мажором» продолжается и теперь, словно битва Персея на небе. И весь фильм перед нами все мы.

Елена Боришполец Елена Боришполец , Поэтесса, Одесса
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram