ГлавнаяБлогиБлог Дмитрия Спивака

Премьерская осень

Выступление Премьер-минстра Владимира Гройсмана на YES и принятый кабинетом министров в конституционный срок Бюджет -2018, заставляет задуматься о том, что в Украине появляется новый политический игрок. Говоря современным языком, субъект. И это становится медицинским фактом. В самом же Проекте Бюджета, по словам Гройсмана, правительству удалось заложить позитивные макропоказатели и существенно увеличить расходы на вооруженные силы, ГСЧС, здравоохранение и образование. Да и с доходной частью обещают выйти на рекордные показатели. Теперь слово за парламентариями…

Фото: Владислав Мусиенко

…Когда полтора года назад, Владимир Гройсман был избран Премьер-Министром Украины, практически все игроки на политическом поле твердили в один голос про его номинальное премьерство и абсолютную несамостоятельность в принятии любых решений и зависимость. Зависимость от всех. От воли Президента, который выдвинул Гройсмана на эту должность. От воли парламента, в котором у новоиспеченного Главы Кабмина не было своего лобби в виде собственной фракции, или просто сколько-нибудь влиятельной группы поддержки. От силовых и антикоррупционных ведомств, в которых сосредоточена мощная сила влияния. И, в конце концов, от олигархических групп, каждая из которых могла претендовать на роль «главной».

Все это накладывалось на отсутствие опыта в украинском политическом закулисье и разношерстный, а потому мало контролируемый, состав самого правительства. Лишь два-три министра можно отнести к квотам самого Гройсмана. Все остальные члены этой «сборной солянки», замыкались на других влиятельных игроков и их деятельность координировалась из других кабинетов. Далеко не всегда, из здания Кабмина. Гройсмана считали временной и переходной фигурой в качестве наемного менеджера-управленца, который должен был по задумкам авторов, взять на себя весь негатив социально-экономической ситуации в стране, после чего, его намеривались поменять уже на политическую фигуру…

Прошло полтора года. Изменилось практически все. Начиная от того, что Владимиру Гройсману удалось не просто «выжить» в качестве громоотвода, но и набрать серьезный политический вес. Да, да, не удивляйтесь. Именно, политический вес. Сегодня уже и в Парламенте у него сформирована немаленькая группа поддержки, причем совершенно из разных групп влияния. И с ключевыми силовыми министрами Гройсман смог наладить нужный диалог. Да и представители крупного капитала, все чаще предпочитают решать вопрос с Премьером напрямую, а не через Банковую. С одной стороны, это вызывает серьезное недовольство в окружении Президента. Еще свежо воспоминание о его публичном конфликте с Кононенко. Да и сам Петр Алексеевич никак не желает смириться с тем, что Владимир Грйосман уже вырос из «коротких штанишек», а потому, с ним надо считаться.

С другой стороны, сложившийся союз с Арсением Яценюком и Арсеном Аваковым делают Премьера менее уязвимым и позволяет ему маневрировать в непростой ситуации политического хаоса. Кроме того, неожиданными для многих стали успешные, с точки зрения имиджа, зарубежные визиты Премьера и его встречи с первыми лицами Мировой политики. И в Вашингтоне, и в Брюсселе, Гройсмана стали рассматривать, как одного их новых центров влияния в украинской политике. Пока, на перспективу. Ведь, всем очевидно, что пока Премьер-министр не станет реальным акционером собственного политического продукта, и не начнет создавать свой политический фундамент, он всегда будет уязвим. Кроме того, экономическая и политическая конъюнктура, сложившаяся на сегодняшний день в стране, позволяют Грйсману быть относительно спокойным за свое кресло и за свои позиции. Это обусловлено тем, что противоречия внутри так называемой коалиции настолько глубоки, а сама конструкция власти настолько хрупкА, что затевать сейчас процесс смены Премьера, становится просто опасно для самой власти. Неминуемым хаосом смогут воспользоваться те, кто и так всеми силами пытается раскачать лодку и привести к досрочным выборам. Причем, не только Парламентским. Так что, для Гройсмана сложилась прекрасная ситуация для укрепления своего положения, как минимум до весны. На Банковой это понимают, а потому сменили тактику и стали демонстрировать лояльность.

А теперь, несколько слов непосредственно о результатах деятельности Кабмина и самого Премьера. С одной стороны, особых позитивных результатов от деятельности всего Кабмина и отдельных министров, люди не испытывают. Да и скандалы, возникающие с теми или иными членами Кабинета министров, не добавляют оптимизма. С другой стороны, Владимиру Гройсману удается проводить свою линию в публичной плоскости и становится инициатором целого рада запланированных реформ. В данном случае, инициативы не наказуемы. При этом, никаких коррупциионых скандалов с именем самого Премьера, за полтора года не было. Кстати, это отличительная черта Гройсмана по сравнению с его предшественником. Далее.

Активная позиция в медиа, позволяет сглаживать острые углы и пытаться разяснять гражданам страны, что и кто мешает достижению реальных результатов. Гройсман постоянно проводит какие-то секторальные Конференции, публичные встречи с региональными руководителями и участвует в различных международных экономических Форумах. А его месседжи о собственной персональной ответственности за судьбу некоторых преобразований, выделяют его на фоне остальных игроков, никогда не признающих свою ответственность и свою вину за все происходящее. И еще один интересный аспект подмечают эксперты. Премьер нарочито и даже показательно не влезает в политические разборки. Он вообще старается уходить от политики, избегать острых политических и гуманитарных тем, обходить стороной международный аспект, демонстрируя, что занят исключительно решением конкретных социально-экономических задач и насущных проблем людей.

Чтобы у читателей не складывалось ошибочного мнения о том, что я являюсь «адвокатом» Премьер-Министра, и данная статья написана «по заданию партии и правительства», приведу лишь несколько интересных фактов и цифр. Как известно, социология, если она профессиональная, это наука, с которой трудно спорить. Так вот, у Гройсмана самый небольшой уровень категорического недоверия и не восприятия, и достаточно позитивный (насколько это возможно в нынешних реалиях) задел для дальнейшей электорального роста. Кроме того, та же социология говорит о том, что ему удалось в два раза сократить количество людей, считающих его полностью зависимым от Президента.

Прочем, многие парламентарии и представители различных ФПГ, с кем мне удалось переговорить, так же делают вывод о «…личностном политическом и управленческом росте, появлению стратегического мышления, анализа и осознания своей мИссии…». Согласитесь, неплохой фундамент для дальнейшего формирования и усиления своего политического имиджа. Осталось лишь осознать, что попытки заманить его в «сводный политический оркестр» БПП и НФ, где ему предлагают стать номинальным (а по-другому в этой конструкции не выйдет) лидером, выгодны всем участникам процесса, кроме…самого Гройсмана. И если у него хватить коммуникационных и дипломатических талантов и политической воли устоять от соблазнов, и начать строить свою политическую игру, - успех в недалекой перспективе будет гарантирован. Да и на Западе, мне кажется, оценят такой шаг и поймут, что с ним можно иметь дело. Конкретно с ним, а не представителем Президента в Кабинете министров…

Что ж, политическая осень началась и все процессы сейчас начнут стремительно развиваться. Для кого-то эта осень может стать лебединой песней, а для кого- то – лишь началом нового этапа жизни…

Дмитрий Спивак Дмитрий Спивак , Политик, общественный деятель
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram