На своем заседании 22 февраля Священный синод Украинской православной церкви Киевского патриархата обратился к УПЦ Московского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви с предложением начать диалог о преодолении церковного раздела. Подобные обращения были и раньше, однако никогда до реальных действий не доходило. Комиссия для диалога Киевского и Московского патриархата формально была создана в 2009 году, однако она фактически не работала.
24 февраля Местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры, то есть фактически исполняющим обязанности главы УПЦ МП, был избран митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий.
В тот же день Московский патриархат создал комиссию по диалогу с Киевским патриархатом и УАПЦ. Глава этой комиссии архиепископ Луганский и Алчевский Митрофан заявил, что "начало диалога еще не означает быстрого и непосредственного объединения".
1 марта пресс-секретарь Московского патриархата в эфире "Общественного телевидения" высказывал свою личную позицию о событиях в Украине, что можно считать нарушением всех церковных норм и правил. Он сказал, что будет говорить не духовные слова, и привел слова своей бабушки: "Юра, мы прежде всего украинцы". Его личная позиция заключается в том, что на нашу землю нельзя никого пускать. "Не одного политического заявления патриарха Кирилла мы не воспримем, если он одобрит агрессию России. Напомню, все священнослужители УПЦ являются гражданами Украины. Лично я голосовал, и буду поддерживать независимость Украины, и не собираюсь быть гражданином другой страны".
Также, 1 марта Местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры УПЦ МП Онуфрий обратился к Патриарху Кириллу с письмом, в котором призывал "сделать все возможное, чтобы не допустить кровопролития на территории Украины".
В ответ на это глава пресс-службы Русской Православной церкви протоиерей Всеволод Чаплин сообщил: "русский народ - разделенная нация на своей исторической территории, которая имеет право на воссоединение в едином государственном теле". Он заявила о том, что надеется на то, что миссия "российских воинов по защите свободы… не встретит ожесточенного сопротивления".
2 марта градус напряженности между Русской и Украинской Православной церковью повысился настолько, что Митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр заявил, что Московский Патриархат называют "Церковью Москвы, Кремля, Путина, Януковича… Нас отождествляют с бывшей властью и внешними политическими процессами, происходящими между Россией и Украиной. И кровь сотен погибших и тысяч раненых, в том числе на совести церкви. Согласно Уставу, мы - часть Русской Православной Церкви, Главой которой являетесь Вы. И мы хотим услышать Ваш голос". Митрополит Онуфрий призвал Патриарха Кирилла сделать все, чтобы на земле Украины не была пролита кровь, и целостность государства, в котором мы родились, была неприкосновенной.
А Предстоятель Русской Православной Церкви патриарх Кирилл 1 марта провел активный день: он открыл детский турнир по хоккею с мячом на приз Патриарха Московского и всея Руси, а также встречался с коллективом Московского метрополитена…
Один из представителей Русской Православной церкви российской прессе высказал мнение, что говорить о будущем Московского Патриархата в Украине, после всех произошедших событий, будет очень тяжело.
И только после всех заявлений украинских священнослужителей патриарх Кирилл выступил с заявлением, в котором обратился ко всем власть имущим не допустить насилия по отношению к мирным гражданам.
4 марта Глава военного отдела УПЦ МП Митрополит Августин высказался о событиях в Крыму, сообщив о том, что никогда бы не стал благословлять украинских военнослужащих отдавать оружие, и тем более поворачивать его в сторону своих соотечественников.
В ночь перед Пасхой Патриарх РПЦ Кирилл обратился к верующим с молитвой об Украине, в которой он призвал к «умиротворению украинской земли». Никаких иных заявлений за два месяца тяжелых событий на Украине Русская Православная Церковь не делала.
26 марта в Киево-Печерской Лавре прошло заседание комиссии по диалогу с другими церквями, на котором было принято решение изучить опыт преодоления раскола в других Поместных Православных церквях, и перенесение его в Украину. Комиссия также призвала к мирному решению всех возникающих спорных моментов, которых сейчас происходит немало, в том числе в связи с сообщениями Киевского Патриархата о невозможности богослужения в ряде храмов Крыма, и возможной их передачи Московскому Патриархату. УПЦ МП опровергает информацию о том, что его представители причастны к инвентаризации имущества, принадлежащего Киевскому патриархату. В свою очередь Московский Патриархат заявляет о захвате двух храмов в Черновицкой области, а также об угрозе захвата еще ряда храмов.
Позднее Митрополит Онуфрий (фактически действующий глава УПЦ МП) в одном из интервью об отношении Украины и России сказал следующее: "Россия должна сделать все возможное для сохранения территориальной целостности Украины. В противном случае на теле нашего единства возникнет кровоточащая рана, уврачевать которую будет очень непросто и которая болезненно отразиться на нашем общении и наших отношениях друг с другом".
В марте и апреле Киевский Патриархат осуществил ряд шагов, чтобы идти в ногу со временем, а именно перечислял достаточно крупные денежные суммы на армию, готовил своих священнослужителей к капеланству и проводил службы для военных, которые находятся на боевой службе.
В конце апреля Рада Ивано-Франковской епархии Киевского Патриархата обратилась о преодолении разделения с УАПЦ в одной области – Ивано-Франковской. Было сделано предложение войти в состав УПЦ КП с сохранением всей структуры.
Немногочисленные эксперты в области религии, в том числе российские, предполагают уменьшение числа прихожан в УПЦ МП, хотя и не предполагают их значительного увеличения у Киевского патриархата. Также они полагают, что в высшем исполнительном органе Украинской Православной церкви Московского Патриархата из девяти его постоянных членов шесть придерживаются проукраинской позиции, а в высшем органе управления – Архиерейском соборе – ситуация еще прочнее. С открытой критикой действий России и ее руководства выступали многие священнослужители УПЦ МП.
Таким образом, церкви в Украине переживают сложные времена, но в то же время они как никогда близки к преодолению церковного раскола и созданию единой поместной церкви.