Начало. Референдум и выборы 2014 года
Чтобы обеспечить формальное признание аннексии Крыма и Донецкой и Луганской областей, на их территории якобы были проведены референдумы. «Якобы» – поскольку сам факт подсчета голосов вызывает сомнения.
Первым был «референдум» в Крыму, который сумели провести 16 марта – немногим позднее 2 недель после его назначения. Опросы общественного мнения в предыдущие годы действительно показывали, что в АР Крым самая высокая среди административных единиц Украины поддержка идеи объединения с РФ – до 41% в феврале 2014 года по данным КМИС – опрос проводился во время событий Евромайдана, когда подконтрольные Януковичу украинские СМИ вместе с российскими рисовали картины о страшных фашистах в Киеве, то есть часть электората была уже мобилизована.
Таблица 1. Процент тех, кто согласился с утверждением «Украина и России должны объединиться в одно государство»
Поэтому, учитывая, что в Крыму действительно есть существенный процент пророссийски настроенных граждан, вместе с тем, что референдум проходил вне правового поля Украины, что стало причиной для проукраински настроенных граждан не принимать в нем участия, вероятно, если бы результаты голосования были подсчитаны, они могли бы быть на пользу объединения с РФ. Однако, объявленный результат – 96,8% вместе с явкой выше 1,274 млн человек вызывает сомнения: для сравнения – в парламентских выборах 2012 года явка была 0,753 млн человек, президентских выборах 2010 года (когда население было выше и высокую явку дал протестный электорат) – 1,05 млн человек. Другое важное замечание – по всем выборам в Украине есть подробные данные даже не на уровне округов, а отдельных участков, которых в 2012 году было 33646, в частности в АР Крым – 1251, г. Севастополе – 192. Так вот, подробные данные по участкам никогда не были обнародованы, только общие – по Крыму и Севастополю.
На фоне новостей про «воссоединение» Крыма с РФ, на 11 мая 2014 года были запланированы «народные» референдумы в Донецкой и Луганской областях. Для создания картинки массовости участия в выборах было значительно сокращено количество участков. В Украине традиционно большинство участков находятся в помещениях школ и других учебных заведений, и были случаи, когда директора просто не допускали в помещение. Соответственно, например, в Славянске на референдуме открыли 55 участков, на выборах в ВР 2014 года – свыше 100 участков. Как и в случае с Крымом, результаты референдумов – заоблачные 89,07% за ДНР и 96% за ЛНР. Накануне голосования СБУ обнародовала запись телефонного разговора, где человек, якобы связанный с организацией референдума говорит, что его невозможно провести, а собеседник советует «нарисовать» 89% поддержки в ДНР – то есть тот самый результат, который был обнародован.
Осенью 2014 года на оккупированных территориях состоялись «выборы» в законодательные органы и на должность глав «народных республик». Выборы в парламенты проходили исключительно по пропорциональной системе, где до сведения избирателей не доносили даже списка кандидатов от каждого политического объединения, только их названия без какого-либо политического прошлого в Украине. Для обеспечения картинки для телевидения в ЛНР сообщалось, что на участках будут выдавать «социальную карту», которая необходима для получения социальных льгот и проч. – значительное количество людей стояло в очередях, попросту опасаясь проблем в случае отсутствия карты. Карту готовили в такой спешке, что в нескольких предложениях текста допустили три ошибки, а спустя несколько месяцев оказалось, что ею почти никто не пользуется.
Как и в случае с референдумом, результаты «выборов» были объявлены только в целом для оккупированных территорий, без данных голосования на отдельных участках и проч. В ДНР по крайней мере удосужились обнародовать протокол ЦВК (1, 2), где наблюдалась очень странная ситуация (см. Таблицу 2): доля голосов за каждого из кандидатов очень «аккуратно» разделена с точность до 1/100 процента. Такой результат можно получить случайно, но когда он наблюдается у нескольких кандидатов – это весьма маловероятно. Намного вероятнее, что его получили, задав сначала нужные проценты, а потом перемножив на количество голосовавших. Плюс аналогичная «точность» есть еще в нескольких голосованиях (см. 1, 2, 3).
Таблица 2. Результаты «выборов» главы ДНР
Домострой
Поэтому приведенные выше данные свидетельствуют об очень низкой вероятности того, что голоса жителей оккупированной территории имеют хоть какое-либо влияние на происходящее в «народных республиках». Однако, возможно, к власти там пришли «образованные диктаторы», которые просто не верят в действенность демократии и будут творить благо и строить государство, чтобы потомки оценили их свершения?
Если посмотреть на официальные источники информации Л-ДНР, доступные в сети, похоже, что построение государства так же, как и голосование – только внешнее прикрытие.
Возьмем к примеру сайты центральных банков ДНР та ЛНР. Обычно центральные банки управляют денежно-кредитной политикой государства и совершают надзор за коммерческими банками. В большинстве развитых стран центральные банки институционально отделены, чтобы не зависеть от политического вмешательства. В «народных республиках» еще в 2014 году разгромили украинские коммерческие банки, а новіе банки не видят смысла заходить в серую зону, потому максимум, что центробанки контролируют – это пункты обмена валют и ломбарды. Соответственно, центробанки взяли на себя функцию управления платежной системой – оба рапортуют про свою сеть банкоматов и отделений – с целью расчетно-кассового обслуживания, открытия счетов и проч. На обоих сайтах есть даже раздел «для клиентов», включая физических лиц.
Кредитно-денежная политика в начале заключалась лишь в странном решении зафиксировать обменный курс гривна-рубль на уровне 1:2 в то время, как например, даже в ЦБ РФ курс составлял от 1:2,7 до 1:3,2 при том, что другие обменные курсы соответствовали российским – то есть был создан арбитраж, когда купленную в оккупированной зоне гривну можно выгодно обменять на рубли за пределами зоны. Вероятно, это было сделано для того, чтобы (1) создать впечатление, что рублевые выплаты, измеренные в гривне являются большими и (2) сделать оплату гривной невыгодной и тем самым убрать ее из обращения. К слову, во время Второй мировой войны на оккупированных территориях немцы также вводили завышенный курс рейхсмарки к валютам оккупированных стран.
Еще более показательны новости на сайтах, демонстрирующие важность этого направления для «народных республик». Если в ДНР новости еще можно привязать к работе банка, хотя вряд ли центрального – если отбросить сообщения об установлении обменных курсов, то основные новости – об открытии отделений банка и встречах с бизнесом. В ЛНР это уже даже не фарс, а театр абсурда: вот заголовки всех новостей с начала 2016 года:
15.04.2016 по итогам участии в чемпионате по мини футболу команд города Луганска
08.04.2016 общереспубликанский субботник
14.03.2016 о поощерении сотрудников госбанка ЛНР министерством внутренних дел ЛНР
09.02.2016 товарищеский матч по теннису
04.01.2016 награждение по итогам года
Как можно увидеть из заголовков (или прочитав соответствующие тексты новостей), центральный банк своей основной задачей видит участие в спортивных соревнованиях и уборку придомовых территорий.
Ситуация с законодательной властью, то есть парламентом, кардинально отличается от привычной для Украины – еще с конца 1980-х даются постоянные прямые эфиры из заседаний Верховной Рады. В Л-ДНР таких прямых эфиров нет, и только время от времени в новостях появляются сообщения об успешных обсуждениях и принятии законов. На сайте «Народного совета ДНР» есть принятые законы и законопроекты, однако нет никаких данных о голосовании, не то что на уровне конкретных депутатов, но и совета в целом. На сайте «Народного совета ЛНР» есть по крайней мере записи заседаний (средняя продолжительность – около часа), но опять же – никаких результатов голосования, а в данных о деятельности депутатов основные данные – об ответах «нардепа» на обращения граждан, порой такие:
По обращению гражданина были приобретены продукты питания, а именно картофель 50 кг, лук 5 кг, морковь 5 кг (1)
Примеры положительно решенных обращений граждан: благоустройство на квартале Левченко и в сквере г. Алчевска (2)
В заключение предлагаю взглянуть на работу исполнительной власти в Л-ДНР. К сожалению, на оккупированных территориях разный стиль предоставления информации – в т.н. ДНР почти нет видео или протоколов заседаний Совета министров (ситуация схожа с видео «парламентов»), в то время как т.н. ЛНР почти каждую пятницу дает запись полутора-двухчасового заседания «главы ЛНР» Плотницкого с министрами.
Обычное заседание выглядит следующим образом: «министры» рапортуют, а мудрый вождь их «песочит», рассказывая, что они все никчемные бюрократы, не думают о народе, и он им вот-вот покажет кузькину мать. То есть, разыгрывается классический для северного соседа вариант «добрый царь и злые бояре». Однако важнее, какие проблемы являются главнейшими, каким из них уделяют внимание в начале заседаний. Есть вопросы восстановления жилья, контроля над ценами (по команде «стой, раз-два!»), работе министерств. Так, в марте был важный вопрос (поднимался на нескольких заседаниях), требовавший сотрудничества аж трех министерств – образования, молодежи и спорта и экономики. Вопрос краеугольный – кто разработает и скроит форму для спортивной команды «молодой республики»! Другие важные рассматриваемые вопросы – это, например, чтобы «качели-карусели» и чертово колесо работали на первое мая. Безусловно, все это важно, однако, вероятно, на заседании Кабмина на Грушевского такие вопросы вряд ли стоят на повестке дня.
Вместо выводов
То, что мы можем наблюдать в информации, поступающей из СМИ временно оккупированных территорий – имитация построения государства, где вроде бы есть и голосования, и иерархия власти, и другие признаки формально демократических государств. Однако, в реальности это не более, чем ширма, за которой скрываются реальные кукловоды.
Текст впервые опубликован на VoxUkraine