Самый первый журналист оставил петроглифы на Каменной Могиле, что в Украине 37 тыс. лет назад. Самая первая газета за всю историю мира и письменности была издана Королевой Швеции 370 лет тому назад.
Сегодня мы не сможем предсказать, что будет нового в СМИ через три года – мобильные технологии, социальные медиа, дополненная реальность, публичные облачные сервисы, без которых СМИ не обойтись. Новые слова, новые термины, новые технологии.
Так, по заключению специалистов к 2015 году более 60% информации будет находиться в облаках, а через очки с дополненной реальностью мы будем получать всю информацию из интернета. И вот здесь возникает самый важный вопрос – кто будет давать информацию, какого качества будет эта информация, насколько безопасна будет эта информация для социума и индивида?
Государство и общество не успевают за скоростью развития технологий, и уже сегодня страдают от этого. В Украине мобильным интернетом пользуется ежедневно 14, 5 млн человек и каждый может завести блог, сайт, оставить в фейсбуке ту информацию, которую он посчитает нужным.
Мы часто увлекаемся футуристическими прогнозами, развитием технологий, СМИ, но, почти всегда забываем, что конечным потребителем информационной продукции будет человек и производителем - тоже человек.
Быстрые темпы развития и глобализации, не только стирают границы, изменяют роль государств и делают мир более транспарентным. Глобализация стирает различия в традиционном понимании профессий. Перманентное образование уже должно учить не одному предмету, а нескольким и в этом ракурсе становится вопрос - а кто сегодня есть журналист, репортер, что такое СМИ?
Для традиционных СМИ все закончится тогда, когда планшетник толщиной с газетный листок будет стоить 200 долларов, и помещаться, сложенный пополам, в карман
Ведь каждое из этих понятий уже имеет новое наполнение и не всегда укладывается в традиционные рамки. Ведь любой человек может сегодня быть активным пользователем сети, создавать свои информационные сайты, быть носителем информации, не имея ни соответствующего образования, ни навыков журналистики. Умение писать, владение компьютером, уже дает возможность стать активным участником информационного пространства.
Будущее СМИ невозможно без внутренней этики, правил, без сообщества людей, которые изначально смогли бы заложить новую парадигму взаимоотношений в информационном пространстве. Ведь сегодня СМИ не только получают новое качество, но реально стали четвертой властью. Властью с особыми качествами – влиять на умы, сознание, психику человека, давать оценку, прогноз свершившимся или будущим событиям, и, что самое страшное - быть оружием, оружием которое в прямом и переносном смысле становится частью эконмических, политических и военных противостояний. Оценка журналистами и в социальных сетях событий в Афганистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Сирии, в последствии находит решения в парламентах и правительствах. Запускаются сложнейшие процессы межгосударственных отношений. И, даже если потом не все окажется так, как об этом писали – история уже ушла вперед.
Ярким примером может служить Украина. Сегодня вопросы свободы слова, равно как и вопросы избирательного правосудия, политических преследований стали предметом обсуждения и решений многих парламентов и международных организаций мира. И ИМЕННО БЛАГОДАРЯ СВОБОДЕ СЛОВА мы знаем об этом и именно мы, журналисты боремся за право на открытую и достоверную информацию, которую должен знать каждый гражданин и каждое правительство. СМИ стали реальным инструментом влияния как со знаком плюс, так и со знаком минус. Еще вчера, украинские журналисты и политики добились отмены реакционного закона о клевете , благодаря объединению усилий гражданского общества и при поддержке европейских международных организаций, политиков мирового уровня, а уже сегодня про властные СМИ говорят – заявления политиков были другими, резолюции в конгрессе принимались не правильно, и вообще ничего не было. Где правда, где критерий истины?
Обидно за ту редакцию, которая подготовила материал, и за того человека, который это делал, потому что хуже всего терять веру в то, что у нас еще есть совесть, что у нас еще есть честь, что у нас еще есть достоинство
— Николай Азаров о необъективной журналистике
Всегда критерий истины - это интересы, свободы и права гражданина.
Сегодня тему современных СМИ обсуждают все и везде, но никто еще не посмотрел в суть вопроса и не знает с чего начать.
Начать нужно с исправления имен – как говорил Конфуций. Мы должны сегодня, учитывая новые реалии, дать новое толкование понятиям - СМИ, журналист, информация и др. Создать новые правила игры. Ведь СМИ – это не рынок, не бизнес и не искусство – СМИ – это образ жизни, это эфир, это то что делает или не делает цивилизацию цивилизацией. Мы должны дать новый понятийный аппарат, определить основных субъектов , которые формируют, контролируют, создают и потребляют то , что включает в себя понятие СМИ в новых реалиях.
Первым и самым важным, что будет определять качество СМИ – это люди которые создают и предают информацию. Кто есть сегодня журналист, – какой он, и есть ли он? Мы должны сегодня говорить о сообществе людей, об институте или институтах гражданского общества в глобальном мире, которые бы стали некой само организованной структурой, которая смогла бы выработать единые правила для себя и эти правила , должны стать Библией, Кораном, Торой, Конституцией нового понятия и нового качества журналиста.
Вторым и не менее важным вектором отношений, от которого в значительной степени зависит СВОБОДА СЛОВА де - факто и де - юре – являются взаимоотношения с собственником. Мы часто слышим - собственник СМИ - запретил, уволил, закрыл издание. Гражданское общество не влияет на собственника.
А взаимоотношения собственника и другого – не менее влиятельного, субъекта качества СМИ – государства(если точнее власти) зачастую приводят к искривлению реальности, к нарушению и в итоге, к разрушению демократии , дестабилизации или диктатуре.
Я убежден, что сегодня свобода слова – это не возможность говорить, все что хочется, свобода слова – это возможность, возможность различным изданиям, СМИ, телеканалам, работающим на однородную аудиторию, - доносить различные точки зрения и тем самым воспитывать мыслящего читателя или потребителя информации. Свобода слова, это возможность выражать различные мнения ,
Свобода слова – это, прежде всего, голос гражданского общества, который должен быть услышан.
Я убежден, что в ближайшее время мы будем говорить о новом качестве СМИ, и степени свободы слова в СМИ, в зависимости от степени участия в них гражданского общества.
Ведь что определяет прогресс процветание и развитие общества? ДОВЕРИЕ. Мы все знакомы с фундаментальным трудом Френсиса Фукуямы.
Но мы должны идти дальше и предлагать механизмы завоевания этого доверия. Не секрет, что частная или государственная газета, телеканал сайт ведут борьбу, прежде всего за доверие читателя. И только мы, журналисты можем приобрести это доверие, через механизм цивильно – государственного и цивильно - частного партнерства.
Это значит, что в ближайшие годы частные и государственные собственники СМИ будут предоставлять свои медиа площадки, эфир, полосы газет гражданскому обществу либо через журналистские объединения, либо непосредственно гражданам.
Этот процесс будет взаимовыгодным. Общество получает достоверную информацию, государство становится ближе к интересам граждан, а собственник увеличивает капитализацию кампании.
Безусловно, все это должно базироваться на конкордатных (договорных ) отношениях.
Но самым важным здесь является субъект само организации журналистов. Ведь вырабатываемые правила должны будут касаться свобод и ограничений, прав и обязательств за качество, наполнение и объективность информации в каждом из вновь появляющихся носителей информации, будь это газета, интернет или телевидение.