Итак, рынок все еще пребывает в подвешенном состоянии, ожидая утверждения Техрегламента. Тем временем, как сообщает нефтяное обозрение "Терминал", неповоротливость чиновников может спровоцировать возникновение ситуации, при которой уже в ближайшее время может наблюдаться ситуативный дефицит дизельного топлива, что с неизбежностью вызовет возобновление восходящих ценовых трендов. Таким образом, период относительной стабильности на рынке может вот-вот закончиться, что в разгар уборочной кампании и на пике высокого сезона для ритейла чревато самыми непредсказуемыми последствиями и ставит под удар всю экономику страны…
Прошло уже более месяца с момента, когда истек срок действия национальных стандартов ДСТУ 4063-2001 и ДСТУ 3868-99, которые определяли технические условия для автомобильных бензинов и дизельного топлива, отвечавших экологическим нормам Евро-0, 2 и 3. Это автоматически поставило вне закона обращение на нашем рынке всех нефтепродуктов «обычного» качества, хотя они и необходимы 54% отечественного автопарка. Как отмечают эксперты НТЦ «Психея», речь идет о внедорожной, военной, рельсовой, речной и специальной технике, в том числе грузовиках, самосвалах, тягачах, специальных (в том числе пожарных) автомобилях, тракторах советского, российского и отечественного производства, а также примерно 150 тыс. автомобилей, использующих низкооктановый бензин.
Особое беспокойство у экспертов центра при этом вызывает тот факт, что таможенные посты по всей Украине фактически прекратили оформление топлива, соответствующего «старым» стандартам. И монополист уже рассматривает возможность переадресации топлива в другие страны, ведь, по словам специалистов, в случае простоя ресурса более 16 суток поставки нефтепродуктов в Украину экономически невыгодны. Поскольку же «Газпром нефть» стабильно обеспечивает свыше 20% от общего среднемесячного объема потребления дизтоплива нашей страной, его переориентация на другие рынки с неизбежностью приведет к возникновению дефицита дизтоплива в период наибольшего сезонного спроса и, как следствие, - возобновлению роста цен.
Пока у нефтетрейдеров еще оставались запасы горючего, завезенного до 1 июля. Однако, по мнению ведущих отраслевых экспертов, правительству стоит поторопиться с принятием Техрегламента о требованиях к автомобильным бензинам, дизельному, судовым и котельным топливам. Этот документ сейчас находится на рассмотрении в Кабинете министров и должен заменить национальные стандарты Украины, обеспечение соответствия которым станет исключительно добровольным.
В соответствии с проектом документа оборот нефтепродуктов экологического класса Евро-3 будет продлен до 2015 г., а это автоматически откроет дорогу топливу, которое все еще необходимо более чем половине всего парка транспортных средств страны. В противном случае нормальное обеспечение рынка будет нарушено, что негативно скажется на экономических показателях страны и вызовет массовое социальное недовольство. И если с дизтопливом ситуация все еще может разрешиться позитивно, то розничный рынок низкооктана, даже после утверждения Техрегламента, скорее всего, после распродажи ранее закупленных объемов, прикажет долго жить. Объясняется все довольно просто - последняя редакция долгожданного документа предусматривает продажу такого бензина только по спецзаказу Минобороны, Минагрополитики и Госкомрезерва.
Таким образом, вот уже больше 30 дней свыше четверти рынка дизтоплива и весь рынок низкооктана находятся под вопросом. А поскольку свято место пусто не бывает, можно предположить, что временно возникший вакуум будет заполнен фальсификатом и контрабандой. В данной связи целесообразно напомнить о новом депутатском запросе на имя генерального прокурора. Так народные депутаты от «УДАРа» Артур Палатный, Андрей Путилов и еще три народных избранника отправили запрос Виктору Пшонке, в котором просят проверить информацию о причастности Сергея Курченко и министра доходов и сборов Александра Клименко к поставке контрабандного топлива в Украину.
Целесообразно подчеркнуть, что и эта депутатская инициатива может оказаться очередным «гласом вопиющего в пустыне». Даже несмотря на то, что в документе говорится о том, что 1 млн т топлива из потребленных в Украине за первые четыре месяца текущего года взялся неизвестно откуда: этот объем не был изготовлен и не импортировался. При этом, поскольку ни акцизный сбор, ни НДС с него не оплачены, госбюджет недополучил более 12,5 млрд. грн. Ссылаясь на открытые источники, нардепы заявляют, что «такое топливо контрабандой поставляется на территорию Украины через компании, связанные с Сергеем Курченко», а масштабы контрабанды могут свидетельствовать о соучастии министра доходов и сборов Александра Клименко, которому подчиняются и таможенные, и налоговые органы.
При этом в Миндоходов не отрицают проблемы, хотя и видят ее несколько по-другому. Так в ведомстве признают, что с начала года без уплаты налогов на украинский рынок поступило около 1 млн. т нефтепродуктов, что составляет 28,5% потребления. В результате этого объем поступлений акцизного налога от продажи бензина и дизтоплива в государственный бюджет Украины в январе-мае текущего года снизился на 36,6% или на 1,75 млрд. грн. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Согласно этим данным, основная недоимка формируется за счет сокращения поступлений акцизного налога с бензинов — на 42% или на 1,5 млрд. грн. По дизтопливу — на 19,4% (-248,3 млн. грн.). В министерстве также обращают внимание на то, что помимо акциза к потерям государственного бюджета необходимо отнести и НДС. А это еще около 1,8 млрд. грн. В итоге суммарный объем потерь по данному источнику наполнения госбюджета за пять месяцев 2013 года составил около 3,5 млрд. грн. При сохранении же существующей динамики суммарный объем потерь по этой статье в 2013 году превысит 8,4 млрд. грн.
Тем временем, как свидетельствуют статистические данные, легальные поставки белорусского топлива в Украину в это же время существенно снизились. А ведь наш рынок является наиболее ликвидным для сбыта нефтепродуктов белорусских НПЗ. По итогам прошлого года они обеспечили объемы поставок на уровне около 4,2 млн т, или более 40% потребностей нашего рынка. Тут стоит отметить, что белорусское топливо с успехом замещается российским, а в перспективе, при сохранении барьеров на пути легального импорта, эту нишу может занять продукция Одесского НПЗ, сделка по которому закрыта 5 июля. При этом исполнительный директор группы компаний ВЕТЭК Евгений Калинин отметил, что завод находится в прекрасном техническом состоянии и имеет благоприятное расположение, подчеркнув готовность компании к работе с крупными нефтетрейдерами. На свое место под украинским солнцем будет претендовать и Лисичанский НПЗ, работу которого планируется возобновить в следующем году. Не оставляет надежд относительно Украины и национальная компания Казахстана – KazMunaiGas, которая все еще планирует занять достойное место на нашем рынке розничных продаж. Даже несмотря на явно предвзятое к себе отношение со стороны украинских контролирующих органов…