ГлавнаяБлогиБлог Юрія Огірчука

С ног на голову...

После постановочного показательно-театрального поражения главная лоббистская группа страны явила топливному рынку свои истинные намерения

Две недели назад наконец-то несколько прояснилась ситуация с дальнейшими намерениями государства по «улучшению администрирования» процессов, происходящих на рынке нефтепродуктов. Как оказалось, цепкие пальцы чиновников, уполномоченных Семьей на самые радикальные действия, вскоре окончательно сожмутся в экстазе очередного «покращення» на шее отечественного топливного рынка. И эта удавка будет куда страшнее возможного повышения топливных акцизов, вызвавшего недавно волну негодования как в трейдерских кругах, так и среди потребителей, сообщает нефтяное обозрение «Терминал»…

Итак, уже скоро на нашем рынке возможно повторение прошлогодней ситуации с задержками таможенной очистки импортного топлива. Это с неизбежностью вызовет ситуативный дефицит свободных объемов бензина и дизеля как в опте, так и в сбытовых сетях большинства отечественных ритейлеров. При этом рассчитывать на сохранение нынешних ценовых трендов с превалированием игры на понижение не приходится. Таким образом, даже без повышения акцизов цены пойдут резко в гору. Сколько времени понадобится для выравнивания ситуации, не возьмется прогнозировать ни один эксперт. Однозначно ясно лиш то, что тут как тут появится специмпортер, спецмаркировщик и спецтрейдер. В каком обличье предстанут перед нами все эти структуры, пока ясности нет. Однако, оценивая стремительный путь на вершину рыночного могущества группы компаний,  от недавнего времени гордо именующей себя «ВЕТЭК», можно предположить, что именно С.Курченку предназначена главная роль в этом «спектакле» - роль  завоевателя куда более серьезных  позиций на рынке, нежели было официально заявлено на недавно открытом сайте группы.

Судя по всему, молодого гения и в дальнейшем будут сопровождать финансовый успех и крупные приобретения. После ожидаемого со дня на день пуска переработки в Одессе, не исключено достижение договоренности с «Роснефтью» по возобновлению работы Лисичанского НПЗ, приобретение добывающих активов и расширение присутствия в рознице. И дело остается лишь за малым – обеспечить оперативный контроль над импортными поставками, обеспечивающими ныне свыше 70% потребностей рынка…

Вы скажете, «у страха глаза велики» и этот сценарий маловероятен? Отнюдь! Удачно срежиссированное действо с чередой маловразумительных телодвижений и вбросов противоречивых заявлений в прессе со стороны ряда представителей украинских министерств и ведомств, подкрепленное законодательной инициативой народных избранников относительно повышения акцизов, стали лишь преамбулой к разворачиванию некоего более страшного процесса. И имя ему, как и предполагали ведущие отечественные эксперты, - Монополизация… Ведь как иначе можно оценивать как нельзя кстати вовремя подоспевшую реакцию «общественности» на планы правительства в лице никому ранее неизвестного автоклуба? И почему уже через два дня после составления петиции возмущенных киевских автолюбителей, в день ее регистрации секретариатом Кабмина премьер-министр Н. Азаров поручает главе так же не так давно созданного монстра - Министерства доходов и сборов незамедлительно разобраться в ситуации и обеспечить надлежащий контроль качества поставляемого в страну импортного топлива? Вызывает определенные вопросы и то, почему в поручении премьер-министра ничего не говорится о борьбе с контрабандой топлива, а также о борьбе с производством фальсификата внутри страны. А ведь, согласно весьма спорным заявлениям главного возмутителя спокойствия, коим по праву уже может считаться глава Киевского клуба автомобилистов Максим Головин, каждый третий литр бензина, реализуемый на украинских АЗС, не соответствует действующим стандартам качества.

Однако обо всем по порядку. Об акцизных перипетиях мы писали в предыдущих обзорах, посвятив этому вопросу не одну журнальную полосу, теперь же самое время бегло пройтись по теме качества топлива. Ибо именно она, как видится, будет главенствующей в ближайшей перспективе.

Как следует из обращения Киевского клуба автомобилистов к премьеру, повышение налогов, которые влияют на стоимость бензина и дизтоплива, даже при условии, что эти деньги будут использованы на ремонт автодорог, может происходить только при условии существенного повышения качества топлива и соответствующего контроля со стороны государства. При этом автолюбители просили главу правительства повысить требования к качеству всех нефтепродуктов, реализуемых в Украине, а не только импортируемых, а профильные эксперты не раз акцентировали внимание на том, что для увеличения объемов получения акцизного сбора от продажи нефтепродуктов и, как следствие, для наращивания финансирования дорожного строительства государству следует не повышать налоги, а в первую очередь ликвидировать контрабанду и фальсификат, которые по итогам прошлого года составили 26,5% рынка, или около 2,7 млн т в натуральном выражении.

Проблема, как отмечает заместитель директора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев, усугубляется тем, что в последнее время в Украине особое распространение получило производство так называемых альтернативных видов топлива, из которых не нужно платить акцизный налог, а целый ряд так называемых отечественных производителей производит или импортирует это «что-то» непонятного качества и реализует его в больших объемах через автозаправочные станции. Более того, со второй половины 2008 года государство никак не контролирует соблюдение стандартов качества нефтепродуктов - ни импортных, ни украинского производства. Стандарты есть, но их игнорируют. И чем дальше, тем эта ситуация все хуже, поскольку акцизы повышаются, экологический налог ввели, а проверок нету. Между тем, по словам эксперта, для нормального функционирования системы государственного контроля, на проведение лабораторных проверок, нужно ежегодно выделять не такие большие средства - примерно до 100 млн грн в год. Но этих средств нет, поскольку это никому не интересно. К тому же могут пострадать и особо приближенные трейдеры, которые прикрываясь «липовым» импортом, завозят в Украину одну цистерну белорусского топлива, а затем реализуют ее на 300 АЗС, хотя одной цистерны не хватит и для одной заправки.

Как бы то ни было, а уже в скором времени жизнь большинства импортеров топлива будет несколько омрачена. Так, министр доходов и сборов Украины Александр Клименко заявил о готовности к проведению контроля качества импортных нефтепродуктов согласно поручению премьера. «Мы это будем делать профессионально и системно… А относительно технической возможности – у нас есть одна (!) лаборатория, но отделения есть по регионам и это дает нам стопроцентную возможность действенного контроля по качеству топлива», – сказал министр. От себя отметим, что для Гостаможслужбы, входящей в состав Миндоходов, контроль качества топлива является несвойственной функцией, а отбор проб в 2012 году привел к долговременным простоям эшелонов с качественными импортными нефтепродуктами и уже тогда шли разговоры о возможности скорого появления компании-специмпортера…

 

 

Юрій Огірчук Юрій Огірчук , Аналітик розвитку паливного ринку
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram