Дневник отборщика: Каннский кинофестиваль

В воскресенье состоялось закрытие 69-го Каннского кинофестиваля – одного из самых ожидаемых кинематографических событий года. По традиции, мы с командой Одесского международного кинофестиваля отправились на Лазурное побережье, чтобы отсмотреть фильмы и привезти лучшие из них в Одессу. Ежедневно нам удавалось посмотреть около 10-15 кинолент, представленных во всех секциях Каннского кинофестиваля. Для нас Канны – финальная точка отбора фильмов, после которой мы финализируем программу Одесского МКФ и приступаем к переговорам с продюсерами и формированию программы Одесского кинофестиваля.

Пока победители отмечают свой триумф, а кинокритики ломают копья обсуждая неожиданный выбор жюри, я расскажу об основных изменениях, которыми встретили нас Канны, а также о том, как проходил один из самых ожидаемых киносмотров мира.

Фото: OIFF

Изменения Каннского фестиваля: военные корабли и босая Джулия Робертс

В этом году из-за наводнения в Каннах во время телерынка, организаторы Каннского кинофестиваля сократили количество локаций Кинорынка на один кинотеатр. Не забыли и про усиление мер безопасности в связи с недавними терактами в Париже: еще перед открытием власти Франции объявили, что гостей киносмотра будут охранять более 400 агентов безопасности, сотни полицейских, а также специальные военно-морские подразделения. В течение всего фестиваля в море среди яхт стояли военные корабли – их отлично было видно с набережной Круазетт.

Фото: OIFF

Среди нововведений этого года особенно хотелось бы отметить улучшение системы допуска на показы. Это было одной из главных проблем Каннского кинофестиваля: люди заказывали билеты на представление фильмов основного конкурса, по несколько часов стояли в длинных очередях на показы, а в итоге – не попадали на премьеру. Over-booking всегда был одним из главных «бичей» Каннского кинофестиваля – ведь забронировать билеты на показ мог человек с любым уровнем аккредитации. Чтобы избежать повторения прошлых ошибок, в этом году администрация Канн ограничила виды аккредитаций, владельцы которых могли заказывать билеты на премьеры, а также ввела дополнительные показы.

В Каннах учли и опыт прошлогоднего инцидента с продюсером Валерией Рихтер, которой охрана сделала замечание по поводу обуви на плоской подошве. Носить обувь «на шпильке» Валерия не могла по медицинским причинам – у нее ампутирована часть ступни – и, конечно, не толерантные замечания охраны относительно дресс-кода красной дорожки Каннского киносмотра немало ее задели,- об этом Валерия Рихтер рассказала в интервью BBC 5 live. После этого в прессе разразился настоящий скандал, который вызвал целую бурю возмущения строгими требованиями к red carpet look. В этом году Каннский кинофестиваль хоть и не делал никаких официальных заявлений по поводу изменения дресс-кода красной дорожки, однако, чувствовалось, что организаторы значительно смягчили требования. В обуви на плоской подошве по дорожке к Дворцу Фестивалей прошла актриса Кристен Стюарт (Personal Shopper), а следом за ней – Виктория Бекхем. Присоединилась к протесту против жесткого дресс-кода и Джулия Робертс, правда, сделала это более открыто – и преодолела ступеньки ко входу в Дворец Фестивалей и вовсе – босиком.

Фото: EPA/UPG

Каннский кинорынок: профессиональные события и украинское кино

Традиционно, Каннский кинофестиваль богат не только громкими премьерами и звездными именами, но и профессиональными событиями. Каннский Кинорынок является самым крупным из существующих в Европе. Конечно же, он конкурирует с Кинорынком Берлинского кинофестиваля, но американские кинокомпании до сих пор отдают предпочтение именно Каннам. В этом году украинские фильмы не принимали участие в основных программах кинофестиваля, но как раз на Кинорынке можно было увидеть около 40 украинских короткометражных фильмов, в частности, 12 фильмов, которые в секции Short Film Corner представляли молодые режиссеры-украинцы из творческого объединения «СУК» («Современное Украинское Кино»).

Одесский кинофестиваль также не остался в стороне от профессиональных событий на Лазурном побережье. Помимо нескольких десятков деловых встреч и переговоров, мы провели коктейльный прием-презентацию 7-го Одесского кинофестиваля в Украинском павильоне, где рассказали о планах на текущий год, презентовали новый имиджевый ролик Одесского МКФ. Несмотря на плохую погоду (с самого утра в Каннах шел дождь) и плотное расписание, к нам пришли более 200 гостей – коллеги, которые организовывают друге фестивали, продюсеры, представители европейских кинофондов и другие кино-профессионалы.

Фото: OIFF

Итоги Каннского кинофестиваля: неожиданный выбор жюри

Итак победители одного из главных киносмотров мира объявлены. Жюри не смогли найти компромисс в вопросе, кому отдать приз за лучшую режиссуру, потому вручили приз сразу двум картинам: румынскому Bacalaureat Кристиана Мунджиу и французскому Personal Shopper Оливье Ассайяса.

Сразу два приза Канн – за лучший сценарий и лучшую мужскую роль - завоевал французский фильм «Salesman» иранского режиссера Асгара Фархади.

Ну, а главная интрига вечера была раскрыта в самом конце: обладателем «Золотой пальмовой ветви» стал английский режиссер Кен Лоуч с фильмом «I, Daniel Blake». Это уже вторая главная награда Канн в активе режиссера: первую он получил в 2006 году за фильм «Ветер, который качает вереск», а всего киноленты Лоуча завоевали 12 различных наград в рамках фестиваля на Лазурном побережье.

Фото: EPA/UPG

Выбор жюри для многих стал большой неожиданностью. До оглашения результатов кинокритики прочили победу одному из двух фильмов конкурсной программы – «Патерсону» Джима Джармуша или «Тони Эрдманну» Марлен Аде. Однако, мнение жюри уже второй год подряд пошло в разрез с рейтингами кинокритиков, что вызвало немало ожесточенных споров в прессе, а главу жюри и вовсе многие обвинили в непрофессионализме и отсутствии вкуса и чувства юмора.

Фильм «Paterson» Джима Джармуша вошел и в мой личный ТОП-3 лучших фильмов Каннского конкурса. Это лирическая и светлая история о водителе автобуса по фамилии Патерсон (Адам Драйвер), который живет в городе Патерсон в штате Нью-Джерси. Каждый его день проходит одинаково: он едет по своему обычному маршруту, наблюдает за городом через лобовое стекло автобуса и подслушивает фрагменты разговоров вокруг. Он записывает собственные стихи в блокнот, гуляет с собакой, останавливается в баре, где берет неизменную кружку пива, а еще поддерживает свою жену Лору (Голшифте Фарахани), каждый день мечтающую о новом: то открыть кулинарную лавку, то стать звездой. К сожалению, единственная награда, которую Джармуш увез из Канн – это так называемая «Собачья Пальма» (Palm Dog), которую специальное жюри вручает лучшей собаке из фильмов Каннского смотра. Награда предназначалась для английского бульдога Нелли, который сыграл собаку главных героев. Но, к сожалению, Нелли так и не смог дожить до премьеры фильма на Лазурном побережье, потому награду забирал лично Джармуш.

Фото: Twitter / Kaleem Aftab

Также в тройку моих фаворитов Каннского киносмотра вошла кинолента «Julietta» испанского режиссера Педро Альмадовара, которая получила свое название в честь главной героини фильма и представляет два периода из ее жизни: первый происходит в наши дни, когда Джульетта находится в нестабильном психологическом состоянии; второй возвращает нас в события 30-летней давности, когда героиня была абсолютно счастлива и наслаждалась жизнью. Действие картины ведет зрителя к ответу на главный вопрос – что же случилось в этот промежуток времени, полностью сломав судьбу Джульетты.

Нельзя не отметить и работу трехкратного обладателя наград Каннского кинофестиваля в различных секциях, французского режиссера Брюно Дюмона, который в этом году представил свою картину «Ma Loute» в основной конкурсной программе Канн. Одну из главных ролей в фильме исполнила оскароносная французская актриса Жюльет Бинош. Действие фильма переносит зрителей в 1910 год: полиция расследует загадочное исчезновение отдыхающих, которых, на самом деле, убивают и съедают местные ловцы мидий. Да-да, не стоит удивляться! Ведь «Ma Loute» это новый и прекрасный сатирический фарс от французского режиссера, который заявлен как «деревенская комедия». Режиссеру удалось сделать повествование легким, ярким и привнести в фильм хорошую долю юмора.

Так что же дальше?

Сейчас мы подводим итоги и обсуждаем картины, увиденные в Каннах и активно ведем переговоры о показах лучших кинолент на 7-ом Одесском кинофестивале, который пройдет уже с 15 по 23 июля. В связи с этим, нас часто спрашивают, покажем ли мы тот или иной каннский фильм, например, привезем ли в Одессу Джима Джармуша или фильм Педро Альмадовара?

Фото: OIFF

К сожалению, это не всегда зависит от наших возможностей или привлекательности Одесского международного кинофестиваля, как одного из самых значимых кинособытий в Восточной Европе.

Главная проблема сотрудничества по ключевым фильмам не только из Канн, но и в целом – монополия российских дистрибуторов, которые закупают права на фильмы на территорию стран СНГ.

Как результат они получают контроль над тем, увидит ли украинский зритель картину в принципе или же в достаточно скором времени, а возможность показа киноленты на территории нашей страны до премьеры картины в России становится минимальной. Но это тема уже совсем другой профессиональной дискуссии, которую необходимо инициировать нашим дистрибьюторам, стремясь к тому, чтобы их выбор лайн-апа был независим. Об этом мы сможем поговорить в следующий раз. А пока мы активно ведем переговоры и, надеюсь, уже в скором времени порадуем тех, кто планирует ехать на фестиваль, отличными новостями. Следите за нашими обновлениями!

Юлия Синькевич Юлия Синькевич , Генеральный продюсер Одесского международного кинофестиваля
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram