Высокий уровень теневой экономики, чрезмерная зависимость от экспортных доходов и рост политических рисков в стране приводят к снижению доверия в отечественных и иностранных инвесторов относительно финансирования капиталоемких проектов в национальной экономике (рис. 1). Такие деструктивные процессы не могли не отразиться на динамике изменения основных макроэкономических показателей, и как следствие – состоянии государственных финансов и размера государственного долга Украины.
Дефицит валюты, который образовался в стране, и деятельность Национального банка Украины в направлении ограничения гривневой ликвидности оказали негативное влияние на динамику экономического роста в стране. В результате осуществления многочисленных чрезмерных налоговых изъятий органами Государственной фискальной службы Украины база налогообложения сужается и истощается. Все это ограничивает возможности украинской власти относительно расширения поступлений в основные финансовые фонды государства и побуждает искать альтернативные источники финансирования расходов Государственного бюджета Украины.
Рис. 1. Объем инвестиций в основной капитал в ценах 2001 года, млрд. грн. (рассчитано по данным Министерства финансов Украины)
Переориентация органов государственной власти на использование краткосрочных, а не долгосрочных финансовых инструментов обусловлена падением спроса на последние. В отечественных и иностранных субъектов финансового рынка, намеревавшихся инвестировать в долгосрочные ценные бумаги Украины, укрепилось недоверие к украинской власти. Они сомневаются в возможности выполнения Киевом своих обязательств перед кредиторами в ближайшей перспективе, тем более в условиях обострения политических и экономических рисков, а также снижения темпов развития национальной экономики, что и подтвердило агентство Bloomberg.
Инвесторы продают гособлигации Украины из-за обострения противостояния на востоке страны и возможного прекращения программы Международного валютного фонда (МВФ) (Совет директоров Международного валютного фонда все же принял решение о выделении Украине очередного кредитного транша в размере 1 млрд. долл. в рамках механизма расширенного финансирования Extended Fund Facility (EFF)).
ВВП-варранты в этом году потеряли пятую часть своей стоимости, поскольку перспективы восстановления экономики Украины ослабевают. В общем, аналитики прогнозируют снижение ВВП на 0,5% в течение следующих двух кварталов и оценивают вероятность дефолта в Украине в ближайшие три года в 17,8%.
Рост удельного веса краткосрочных обязательств Украины приведет в текущем и последующем периодах к повышению нагрузки в целом на финансовую систему страны, так как через государственные финансовые фонды перераспределяется около 45% ВВП, что будет проявляться в увеличении размера платежей за обслуживание и погашение государственного долга.
Если в 2011 году на обслуживание и погашение внешних и внутренних заимствований было направлено 62,3 млрд. или 20% доходов государственного бюджета, то уже в 2016 году для погашения основной суммы кредита выделяется 135 млрд грн. Необходимо будет еще направить 99 млрд. на обслуживание погашения процентов по предоставленным займам, что вместе составляет 39% плановых поступлений в государственный бюджет.
Кроме того, наибольший удельный вес в структуре государственного долга приходится на внешние долговые инструменты (около 53%) (рис. 2), что в условиях мирового финансового кризиса и закрытости внешних рынков капитала, создает угрозы для стабильности национальной денежной единицы и способствует уменьшению чистых золотовалютных резервов центрального банка страны.
Рис. 2. Динамика размера государственного долга в течение 2012-2016 годов (рассчитано по данным Министерства финансов Украины)
Таким образом, продолжение данной тенденции финансирования расходов государственного бюджета за счет краткосрочных финансовых инструментов создает государственную долговую пирамиду, развитие которой будет характеризоваться экспоненциальным ростом расходов на обслуживание и погашение государственного долга.
Это в свою очередь повышает вероятность наступления рисков неплатежеспособности Украины по внешним заимствованиям, тем более с учетом вчерашнего решения Совета директоров МВФ о предоставлении Украине очередного кредитного транша. В то же время внутренние долги будут обесцениваться из-за девальвации национальной денежной единицы.