По данным Госкомстата, на 1 кв. км столицы приходится 10,1 т вредных промвыбросов. Больше только в Донецкой области, где этот показатель в 1,5 раза больше (15,7 тонн). Эти цифры не учитывают автомобильных выхлопов, которые в Киеве более, чем в 5 раз превышают объем промышленного загрязнения. Вместе с тем, организация The Economist Intelligence Unit (аналитическое подразделение британского журнала Economist) отдала Киеву 30 место в Европе в рейтинге самых зеленых городов.
В воздухе столицы орудует более двух десятков различных вредных примесей: пыль, оксид углерода, диоксид серы, диоксид азота и т.д. Причина двух третей выбросов - автомобили. Этот факт усугубляется тем, что они представляют невероятную опасность для здоровья людей – поражается область дыхания человека. Особенно критична ситуация летом, когда количество выбросов увеличивается в разы, пик – с марта по июнь. Дополнительно «экологическую погоду» в городе строят порядка 25 000 труб тысячи промышленных предприятий. Это ТЭЦ -1; ТЭЦ-5 и 6; мусоросжигательные заводы, Дарницкий вагоноремонтный, Киевский стеклотарный и другие. Самые загрязненные места на Московской, Ленинградской, Бессарабской, Харьковской площадях, улицах Телиги, Гагарина, проспекте Воссоединения, Харьковском шоссе, бульварах Дружбы Народов, Леси Украинки. Самый чистый воздух в Гидропарке, проспекте Науки и в Национальном экспоцентре.
Низкое качество питьевой воды - один из главных факторов снижения продолжительности жизни в нашей стране, отмечает Григорий Семчук, экс-руководитель Госкомитета по вопросам ЖКХ, а ныне глава ассоциации «Питна вода України». Он также отмечает, что плохая вода отрицательно сказывается на здоровье человека - об этом знает каждый медик. Железо, хлор с органикой, медь, сернокислые алюминиевые коагулянты, которые у нас применяются в повышенных дозах, - все это в нашей водопроводной воде. Если ее пить, это удар по внутренним органам - печени, почкам, желчному пузырю. Такая вода даже гипертонию вызывает.
Киев много лет славился тем, что был самым зеленым городом Европы. Но сегодня мы вынуждены констатировать, что эти позиции мы потеряли. И хотя по результатам прошлого года Киев был признан городом лучшего благоустройства среди городов миллионников, это для нас не показатель, ведь мы - столица. Поэтому должны быть лучшими, быть примером для всех. И имеем равняться на столицы европейских государств
— Александр Попов, Глава КГГА
Забор воды в городе составляет около миллиарда кубометров в год. Как свидетельствуют экологи, киевскую воду относят к третьему и четвертому классу, соответственно «умеренно грязная» и «грязная вода». Соли алюминия в воде приводят к умственной отсталости детей, повышение концентрации изотопов – к старению организма, а тритий угнетает жизнедеятельность организма. Настоящей проблемой является география свалок Киева. Вокруг столицы их расположено тьма тьмущая. Разумеется, это опасный источник инфекций и болезней.
Но это лишь вершина айсберга экологической нестабильности города. Основные опасности тщательно завуалированы властью от глаз простых киевлян. А это как минимум два источника возможных техногенных катастроф. Первый, это изношенность Днепровской и Деснянской водопроводных станций. Ремонты там, в основном проводились полвека назад, некоторое оборудование установлено пятидесятыми годами позапрошлого века. Можно утверждать, что более шестидесяти процентов трубопроводов в катастрофическом состоянии и может привести к затоплениям столицы. Что бы убедиться в реальности таких угроз достаточно освежить в памяти такие случаи, например по ул. Барбюса.
Второй источник, это стопроцентная изношенность Бортнической станции аэрации. Отходы от работы объекта могут накрыть Киев из-за возможного прорыва дамбы. На сегодняшний день превышен порог допустимого проектной мощностью уровня отходов.
Давно пришло время открывать две параллельные дискуссии в столице. Одну, разумеется, о крупных столичных проектах – простых и понятных горожанам. Да, не об эфемерных инициативах по превращению города в столицу офисов транснациональных компаний, а о спасении столицы и киевлян от очевидных катастроф – экология, транспорт, безработица, нищета и эпидемии. Второй составляющей дискуссии должен быть разговор о власти, которую поддержал бы каждый киевлянин. В такой тяжелой работе, как спасение столицы, необходимо единство и поддержка горожанами, иногда непопулярных мер и резонансных проектов. В следующем блоге мы продолжим разговор о путях решения столичных экологических проблем.