Дорога домой
Когда в день выезда из Киева на сайте Укрзалізниці появилась новость об отмене железнодорожного сообщения с Крымом, первой мыслью было сдать билеты. Однако, подумав о количестве выходных дней и том, когда появится следующая возможность попасть в Крым при условии сохранения железнодорожной блокады, решил все-таки ехать.
В целом, дорога в Крым обошлась без приключений - прибыл на последнем шедшем до Симферополя поезде. О том, получилось ли у украинского правительства испортить крымчанам праздник и путях выезда из Крыма, я хотел бы рассказать читателям LB.ua.
Что это было?
О том, что отключение электроэнергии является одним из способов напомнить крымчанам о территориальной и экономической интегрированности Крыма в Украину, я писал еще в августе. Когда 24-25 декабря в Крыму полностью отключалось электричество, мне и многим моим друзьям показалось, что это целенаправленные действия украинского правительства. Судя по отзывам из Крыма, эти отключения были весьма действенными: останавливались производство и торговля, зависящая от кассовых аппаратов и компьютеров; стояли троллейбусы, в городах образовывались автомобильные пробки; больницы при этом сильно не страдали, так как были обеспечены генераторами еще в марте.
Между тем, из порядка 192 часов, проведенных в общей сложности в Крыму, я просидел без света всего 2 часа вечером 28 декабря, то есть около 1% времени. Все остальное время электричество в Крыму (точнее, в тех населенных пунктах, где пребывал я) не отключалось. Этот факт и последовавший днем позже отключений договор о поставках электроэнергии и угля из России позволяют предположить, что "блэкауты" в Крыму были ничем иным, как аргументом в торговых переговорах с Россией. А вот то, насколько этот аргумент оказался эффективным (шутка ли, украинскому правительству удалось даже зарабатывать 16% маржи на банальном транзите, покупая электроэнергию в России по 85 коп./кВт и перепродавая в Крым по 98,8 коп./кВт), убедительно говорит о том, что отключение электроэнергии вкупе с неспособностью местных российских властей решить этот вопрос – один из сильнейших украинских аргументов в борьбе за Крым. Если, конечно, в самой Украине при этом электричество будет. И я не думаю, что разумный человек сможет при этом обвинить Украину в "антигуманности или жестокости", если только под гуманностью не подразумевается раз за разом поочередно подставлять под пощечины разные щеки.
Политика украинского правительства по отношению к Крыму в целом выглядит непродуманной, необоснованной и неэффективной. Железнодорожное сообщение с Крымом было ограничено "из соображений безопасности", сказано на сайте Укрзалізниці. При этом совершенно непонятно, о чем речь: СБУ стало известно о готовящихся терактах на линии? Военная разведка доложила о готовящемся вторжении с юга? И чем, к примеру, предновогодние дни, когда на востоке перемирие и «режим тишины», опаснее, чем май и июнь 2014 года, когда на востоке Украины полным ходом шла АТО?
Другой существенный вопрос: а в чем, собственно, цель этого ограничения? Я не вижу пострадавших от него, кроме проукраински настроенного крымского населения, которому важно пребывать как в Крыму, так и на материковой части Украины. Откровенно говоря, иначе чем произволом властей ограничение железнодорожного сообщения с Крымом я назвать не могу не только потому, что никакой достаточной аргументации такого решения представлено не было, но и прежде всего потому что украинское правительство решило и упорно продолжает использовать не эффективный метод блокады, не выказывая должных принципиальности и упорства при использовании более эффективных методов.
Потому что, скажем, от отключения электричества и полной товарной блокады на фоне неспособности Керченской переправы обеспечить Крым всем необходимым в Крыму пострадали бы все без исключения, а неспособность местных российских властей решить вопрос в течении долгого времени заставило бы местное население подумать, правильный ли выбор был сделан в марте 2014 года и правильное ли решение принял Хрущев в 1954 году. Эти меры в полной степени приняты не были, ибо электричество в Крыму за время моего пребывания почти не выключалось, а прогуливаясь по симферопольского «АТБ» у жд-вокзала я видел полки, забитые украинской продукцией: борошном, цукром, сіллю, макаронними виробами и тд.
Вышеописанные доводы позволяют поставить резонный вопрос о том, что Украине необходимо определиться, чем же для нее все-таки является Крым: незаконно оккупированной собственной территорией, за которую необходимо бороться всеми доступными методами, или разменной монетой в торговле с Россией для выбивания преференций несмотря на вооруженный конфликт на востоке? И быть последовательной в своих действиях – на двух стульях не усидеть.
Дорога в Киев
Дорога обратно в Киев, вопреки ожиданиям, не оказалась архисложной. Автобусное сообщение обрезано лишь с украинской стороны, из Крыма в Украину можно выехать на маршрутах «Севастополь-Николаев» и «Симферополь-Херсон». До Чонгара можно также доехать из Джанкоя на новом недавно установленном маршруте (не менее 5 рейсов в день). С железнодорожной блокадой наступил звездный час для таксистов: они теперь дежурят по обе стороны от границы на Чонгаре, подвозя за 100 гривен или 300 рублей до ближайшего населенного пункта (Джанкоя или Новоалексеевки). Усталые, но довольные официанты в новоалексеевских кафе, где за час-два до отправления 12-го и 28-го поездов в Киев от наплыва пассажиров яблоку негде упасть, шутят, что Новоалексеевка теперь новая транспортная столица Крыма.Так или иначе, как бы не пыталось усложнить дорогу в Крым украинское правительство, я и многие мои знакомые все равно будем ездить туда, где у нас родной дом, родители и все родственники. Реже, потому что дорога в Крым теперь стала в два раза дольше и в два раза дороже, но непременно.