Фильм уже начали сравнивать с ещё одним ярким женским дебютом – «Сырое» (Grave) Жюли Дюкурно, который тоже пристально смотрел на свою героиню в период трансформации и тоже буквализировал темы сексуального пробуждения и пубертации в физиологическую плоскость. Сравнение с «Сырое» - удобное, потому что взывает к фильму, который ещё не стёрся из памяти. Тема превращений детей во взрослых, по крайней мере, в отношении именно пубертационных изменений, много раз была исследована в кино – особенно в хоррорах. Жанровость позволяла показать всю сложность и конфликтность ситуации, непонятность изменений, происходящих с телом героев; показать визуально и доступно. У кого-то, как в «Кэрри», прорезались телекинетические способности, у кого-то, как в «Я был подростком-оборотнем» (I Was a Teenage Werewolf, 1957), сильно повышался волосяной покров и увеличивалась агрессивность, а кто-то, как героиня «Оборотня» (Ginger Snaps, 2000) обзаводился для начала хвостом. Фильм Брюльман легко вписать именно в этот поджанр фильмов про взросление, но, во-первых, это совершенно не хоррор, а во-вторых, в нём нет излишней назойливости концептуального произведения. Второе нуждается в более детальном объяснении.
Этот фильм помещает героиню в знакомые условия. Миа – новичок в школе и отчаянно хочет вписаться в новую компанию и не выглядеть белой вороной. Она подчиняется правилам, очевидно, самых популярных трёх девушек и начинает проводить время с ними. Набор сцен обязательный: разговоры о сексе, вечеринки, выпивка, лёгкие наркотики, шоплифтинг в торговых центрах, скорее, для веселья, чем из-за отсутствия денег. Она перестала находить понимание с родителями, которые и сами, похоже, воспринимают себя не как мужа и жену, а соседей по квартире. Потому у Мии за два дня до наступления 16-летия случается первая менструация, а на следующий день она замечает, что у неё срослись два пальца на правой ноге. И это только начало больших изменений.
Blue My Mind не затискивает себя самого в определённые сюжетные клише и довольно стандартизированные ситуации. Он проходит через требуемые ситуации, с которыми сталкивается подросток, но не превращает большую их часть в кирпичики одного здания. Он удивительно хорош в своей первой части – каждая сцена естественна и свежа. В ней нет пафоса первой работы, как у той же Дюкурне, которая с чисто кинематографической точки зрения поставила куда более сильный, но гораздо более зажатый своей значимостью фильм – строгий, выверенный, отмерянный и выстроенный в своих долгих, мастерски поставленных сценах, каждая из которых добавляет к смысловому полотну всего фильма. Это очень характерно для многих хороших дебютов. Это делает их как бы кинематографически наваристыми, но и, по большей части, душными фильмами. которые не дают зрителю ни пространства для интерпретации, ни места для отдыха.
Blue My Mind гораздо проще, хотя и у него есть свои, очень приличные достоинства: операторская работа, особенно чувствительная в работе со светом, и необыкновенно органичная Луна Ведлер в главной роли, в красоте которой иногда проглядывает что-то такое же простое, крестьянское и одновременно утончённое-невинное, как у великой шведки Лив Ульман. Он рассказывает историю прямо и буквально. Даже, может, чересчур, особенно, когда он доходит до финальных сцен, которые легко можно прочесть и как метафору. Но прежде всего, он продолжает работать в своей почти наивной тональности и когда уже кажется, что его простота его и погубит, неожиданно находит свой собственный голос в длинной череде фильмов о том, как тяжело, больно и странно превращаться из ребёнка во взрослого человека.
Blue My Mind оказывается не фильмом про процесс перехода или обретения себя. Это грустная и оригинальная медитация о том, что становясь взрослыми, мы впервые сталкиваемся лицом к лицу со своим одиночеством.