Все как в старые добрые времена, когда история, по меткому (но как оказалось не точному) выражению Фукуямы, еще не закончилась. Впрочем, история никогда не заканчивается, пока по крайней мере Земля не налетит на небесную ось. Но такие апокалиптические прогнозы позвольте не рассматривать, также как и аналогичные сентенции на рынках (что то из разряда мы все умрем, вторая волна, дефолт США и распад ЕС), тем более что на них все равно нельзя заработать (после конца света спички уже не понадобятся).
Возвращаясь же к рынкам стоит заметить, что тут похоже паника проходит и жизнь налаживается. Собственно, складывается впечатление, что само ФРС просто в ручном режиме отрегулировало перегретые торговые площадки. И если сама коррекция случилась после выступления Бена Бернанке, то спустя некоторое время уже его коллеги поспешили дезавуировать слова шефа, смягчив тональность. А тут и пересмотр прогнозов подоспел. Похоже, мы снова возвращаемся в зазеркалье, когда хорошо – это плохо, а плохо – это хорошо. И чем больше не достаточно хорошей статистики будет публиковаться, тем лучше себя будут чувствовать рынки.
Ну и напоследок дружный залп со стороны Европы позволяет входить в пятницу с оптимизмом. Сначала представитель банка Англии фактически сказал, что будут печатать деньги чтобы рынки не падали, а потом и Драги сделал радикальное заявление (насколько конечно радикальным может быть профессор Марио, растерявший где-то всю свою южно-европейскую экспрессивность). Его радикальное заявление, казалось бы, отличалось от обычного изменением нескольких слов и ударений в паре предложений, но теперь он звучит как Бен Бернанке с итальянским акцентом. А ЕЦБ будет удерживать ставки на текущем низком уровне или около него в течении длительного периода времени.
В результате, утро пятницы S&P500 начинает с отметки в 1615 пунктов и бурным ростом фьючерсов, а индекс страха VIX уже ближе к отметке в 16 пунктов. Конечно, рынок казначейских обязательств США уже вряд ли вернётся к своим минимальным значениям, но похоже 10-и летняя бумага бросила новой якорь у отметки в 2,5%. Все это снижает давление на развивающиеся рынки, особенного на их облигационную часть. И пусть украинскому Минфину еще рано бежать на рынок с новым займом, но и в отпуск лучше не уходить до поря до времени. Если конечно деньги правительству нужны.
Последний вопрос конечно риторический. И события последних дней подтверждают, что деньги очень даже нужны. Но тут у нас особый путь. И ностальгия особая. Украинский Сноуден не публикует секреты спецслужб (а что тут публиковать, все и так давно уже на Украинской правде), военный переворот нам может только сниться (шутка ли, египетский рынок акций сразу же взлетел на 6%), а история скорее не закончилась, а остановилась. Но ностальгия тоже захватила умы, хотя отсылая нас куда-то ближе, в 90-е. Речь конечно же идет о векселях, уже разрекламированных придворными аналитиками, которые с десятой попытки удалось провести через Верховную Раду и которые скоро станут реальностью. Какой именно реальностью, сказать трудно, потому как до сих пор не понятно, что оно такое и с чем его едят (впрочем, не факт, что это станет понятно даже тогда, когда они появятся в обращении). Но любители вексельных схем 90-х уже радостно потирают руки. Иногда молодость можно вернуть, что не раз доказано сказками и синематографом. И если молодильные яблочки еще не выведены, то в кино показаны другие способы. Доказано мамой Стифлера в Американском пироге. Чья мама (или папа), насмотревшись на торговлю НДС-облигациями, попыталась вернуть молодость с помощью векселей сказать трудно, но разбираться в новом инструменте похоже посадят все еще оставшиеся аналитические команды.
Но вряд ли стоит ожидать, что векселя принесут рынку столько же радости, сколько дали когда-то НДС-ОВГЗ. Пару лет назад, когда только ленивый не поучаствовал в аукционе невиданной щедрости, многие участники рынка продлили свое безрадостное существование только за счет торговли этими бумагами, продавая их как отечественным банкам, так и нерезидентам. Но в этот раз трудно представить себе нерезидента, который купит себе вексель, потому как юридическое заключение по поводу этих бумаг будет стоить дороже, чем они могут принести их держателю, если держатель в принципе сможет получить по ним в конце хоть что-то в виде реальных денег. Да и в общем, интерес нерезидентов к гривневым долговым ценным бумагам сейчас близок к нулю, так что единственными покупателями остаются банки. Которые и будут диктовать условия конечным получателям векселей. Что ж, радует лишь то, что сами векселя настолько креативны, что их даже не включают в учет государственного долга по критериям МВФ. Это и стало основной экономической причиной появления именно такой формы возмещения, вместо привычной и понятной государственной облигации. Последние конечно тоже не забыты и на прошедшей неделе Минфин привлек чуть больше 2 млрд. грн. у дружественных банков. А вот не дружественные отказались бидовать даже на трехмесячную бумагу, что должно стать очень неприятным сюрпризом для правительства. И вроде ведь маховик девальвационных ожиданий пока не запущен (резервы за июнь еще не видели) и до осени осталось еще достаточно много, но спрос исчез как со вторичного рынка, так и первичного. Это при том, что объем средств в банковской системе формально зашкаливает.
Что ж, скоро у правительства появится конкурент на внутреннем рынке. Международным финансовым организациям, после многолетней борьбы, наконец позволили выпускать облигации в гривне. Конечно, вряд ли при размещении этих облигаций мы увидим миллиардные заявки от государственных банков, но вот например у лайфовых страховых компаний теперь появляется очень вкусная альтернатива. Эта новость претендует на звание ложки меда прошедшей недели и теперь осталось только дождаться реального воплощение планов в жизнь. Ждать на украинском рынке все привыкли. Было бы чего ждать. Наверное именно этим вопросом сейчас задаются на украинском рынке акций, где продолжается штиль. Индекс продолжает лежать чуть выше 850 пунктов, фьючерс делает тоже самое чуть выше. Про объемы торгов по прежнему лучше молчать, и лишь повторять, что все очень дешево. И слышать свое собственное эхо в пустых торговых залах. И ностальгировать по тем временам, когда что-то было по другому. И это даже не 90-е, это было совсем недавно. Правда, ностальгировать всегда хорошо где-нибудь на пляже или в ресторанчике у воды, а не у терминалов, отражающих одиночество в сети.