ГлавнаяБлогиБлог Павла Казарина

Крымское безмолвие. О чем каждый день напоминает Facebook

Ежедневно Facebook напоминает про посты годичной давности. Показывает все то, что было написано в этот день календаря задолго до аннексии и войны. И самое характерное, что в дискуссии под старыми текстами можно найти людей, с которыми сегодня мы оказались по разные стороны баррикад.

Фото: EPA/UPG

Это и есть, наверное, один из итогов войны: тот самый ментальный водораздел, который разделил крымчан. Дискуссия во время Майдана еще была возможна: те, кто поддерживал уличные протесты, пытались объяснить тем, кто их боялся, что не стоит верить российской пропаганде. Что Майдан – он не про язык и не про национальность, а за внятные и честные правила игры. Те, кто видел протесты изнутри, до последнего пытались объяснять их полуострову, развенчивая страхи и находя точки пересечения, которые бы могли примирить крымчан с происходящим в Киеве.

В тот момент каждый пост на эту тему собирал десятки комментариев. Сомнения и негодование, симпатии и непонимание – в тех обсуждениях шла реальная дискуссия о будущем и настоящем. Все это закончилось после ввода российских войск в Крым.

Те, кто вовремя успел присягнуть триколору, оказались в пространстве тотального доминирования. Остальным, в лучшем случае, остались разговоры на кухнях

Дискуссия начала медленно умирать – становилось понятно, что переговоры окончены. Те самые переговоры, на которые был бы обречен постмайданный Киев. Но в российской реальности места для уступок и компромиссов не было: те, кто вовремя успел присягнуть триколору, оказались в пространстве тотального доминирования. Остальным, в лучшем случае, остались разговоры на кухнях.

Это очень хорошо видно по тем старым постам в социальных сетях. Поначалу в комментариях собирались самые закоренелые противники – чтобы спорить и не соглашаться. Но даже эта попытка разговора и дискуссии с каждым месяцем сходила на нет. А следом пошло разграничение френдлент: когда оппоненты удаляли друг друга из «френдов», не видя смысла в дальнейшей трате времени.

Тот прежний единый крымский общий контур, который в соцсетях очерчивал людей по географии, разделился на два – по убеждениям. Которые в какой-то момент просто перестали друг с другом пересекаться. И каждая сторона погрузилась в свою собственную медиареальность. У которых – как и у параллельных прямых – не было точек пересечения.

Если заглянуть в ленты тех, кто присягнул триколору, то можно обнаружить, что многие из них ждут краха Украины

Если заглянуть в ленты тех, кто присягнул триколору, то можно обнаружить, что многие из них ждут краха Украины. Что это обрушение – с их точки зрения – должно было случиться еще вчера. Что уровень их рефлексий по поводу Украины колеблется в диапазоне от «сама попросится к России» до «надо освободить Украину от украинцев, иначе покоя не будет». Более того – они раз за разом пишут о том, что чем раньше Россия «вернет себе бывшую советскую республику», то «тем меньшими жертвами удастся обойтись».

Наверное, их даже можно понять. Эти люди искренне пытаются доказать самим себе, что их поведение после аннексии – это норма, в соответствии с которой должны поступать все остальные. Что девиацией служит лишь верность украинскому флагу. И для того, чтобы перестать быть меньшинством в масштабе всей Украины, им подспудно хочется, чтобы история доказала правильность той формулы, которую они выбрали. А именно: что события марта 2014 года были лишь закономерным первым шагом на пути возвращения всей Украины под российский протекторат.

Пророссийские и проукраинские крымчане находятся в разных морально-этических и мировоззренческих системах координат

Доказывать им что-либо абсолютно бессмысленно. Пророссийские и проукраинские крымчане находятся в разных морально-этических и мировоззренческих системах координат. С одним лишь отличием: у тех, кто остался верен украинскому флагу, в Крыму не осталось никакой публичной площадки, где они могли бы высказываться.

Потому что 282 статья Уголовного кодекса Российской Федерации – та самая, которая наказывает за публичные призывы к нарушению территориальной целостности России – довольно однозначна. И потому в соцсетях каждый новый подписчик из Крыма – это человек с псевдонимом, без фото и с практически стерильной лентой новостей. Их посты – по большей части «подзамочные». Их комментарии – максимально сдержанны. Они живут в реальности, которая лишена того самого плюрализма мнений, который всегда был свойственен украинскому Крыму. Когда место у микрофона находилось для носителей самых разных точек зрения.

И именно поэтому у жителей материка создается ощущение, что Крым в соцсетях представлен только и исключительно пророссийскими настроениями. Просто потому, что проукраинские крымчане вынуждены «уйти под радары». Жить, не высовываясь. Говорить на кухнях, а не в пространстве публичного.

Но это вовсе не значит, что таких голосов не осталось. Как бы кто-то не пытался вас уверить в обратном.

Текст был впервые опубликован на Крым.Реалии.

Павел Казарин Павел Казарин , публицист, журналист
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram