Кто на самом деле должен распоряжаться украинской землей?

В нашей и без того небогатой стране продолжают делить те немногие богатства, которыми еще владеет государство. Самым привлекательным активом остается земля, значительная часть которой еще находится в собственности государства.

Фото: Евгений Швец

Сколько такой земли в Украине на самом деле, кажется, сегодня не знает никто. Потому что вся земельная сфера у нас напоминает черную дыру, в которой пропадает все.

Масс-медиа со ссылкой на данные Госземагенства сообщают, что в собственности государства осталось 10 млн. га земель. По данным других структур таких земель осталось лишь 5 млн. га. Истину установить трудно, поскольку в стране так и не была проведена полная инвентаризация земель.

Согласно Земельному кодексу, сельскохозяйственными землями, которые находятся в госсобственности, распоряжаются Госземагентство и его областные управления. В этом и кроется два опасных момента.

Во-первых, те же органы Госземагентства занимаются еще и согласованием проектов землеустройства. Такая концентрация полномочий в одном органе –явный перебор. Как отмечают специалисты – и я с ними соглашусь – агентство должно выполнять технические функции: вести кадастр, учет земель, мониторить безопасное распоряжение угодьями, но не распоряжаться ими непосредственно!

Во-вторых, районные управления Госземагентства, хотя и принимают заявления граждан о предоставлении им земельных участков, но на деле фактически являются обычными курьерами. Ведь эти заявления все равно отвозят в облуправления, где и принимаются решения. Причем, как в отношении физических, так и юридических лиц. Представьте себе эти объемы бумаг!

К примеру, в состав Киевской области входит 25 районов. По каждому из них и при предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства, а затем – и о его утверждении принимает только один орган областного уровня. Но ведь это же неэффективно – перекладывать на него вопросы местного значения!

Есть и еще один немаловажный момент. У нас в последнее время стало модным много говорить о децентрализации. Так вот, пора эти разговоры подкрепить конкретными шагами: дать возможность непосредственно громадам, которые представлены местными советами, наиболее эффективно распорядиться имеющимся у них ресурсом. Ведь кто еще более заинтересован в развитии собственной территории, как не ее жители?

Соответственно, решение проблемы я вижу в том, чтобы передать полномочия распоряжаться землями государственной собственности органам местного самоуправления. Да, именно местным советам, а не территориальным органам Госземагентства или исполнительной власти – райадминистрациям. Соответствующий законопроект (№4115а-1) зарегистрирован мной в Верховной Раде.

Уже настал тот момент, когда нужно принять политическое решение на самом высоком уровне и вернуть землю назад территориальным общинам.

Хотелось бы также, чтоб граждане Украины понимали суть вопроса. И активно влияли на позицию «своих» депутатов – мажоритарщиков и политические партии. А то на следующие выборы политики вновь оденут вышиванки, заплетут косу и пойдут «в народ» с предвыборными байками о децентрализации, о земле для народа и борьбе с коррупцией.

Николай Рудьковский Николай Рудьковский , Председатель Социалистической партии Украины
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram