Конечно, мой план-максимум состоял в том, чтобы собрать в одном месте и консулов, и экспертов, и журналистов. К сожалению, получилось так, что с консулами пришлось общаться в закрытом режиме, а с экспертами – в открытом. Но надеюсь, что в следующий раз мы все же соберемся все вместе.Она не состоялась по причине того, что представительство Европейского Союза сочло более уместной провести такую встречу с консулами в закрытом режиме. Я сейчас активно работаю над тем, чтобы в дальнейшем такие встречи все же проходили в публичном формате, и чтобы мы встречались все вместе, а не консулы отдельно, эксперты отдельно.
Тем более, что, встречаясь с консулами, как, впрочем, и с послами стран ЕС, я постоянно довожу до их ведома те наработки, которые есть у неправительственных организаций и у журналистов по части визового диалога Украина-ЕС.
Приоткрою занавес, о чем я говорила с шенгенскими консулами. Во-первых, я им рассказала, основываясь на результаты социологических опросов, почему для нас так важно, чтобы украинцы могли более свободно путешествовать в страны ЕС. А именно – что самая высокая поддержка интеграции Украины в ЕС наблюдается среди тех украинцев, которые имеют возможность путешествовать в Европейский Союз. К сожалению, последние опросы социологической группы «Рейтинг» показывают, что в течение последних пяти лет только 12% украинцев имели возможность посетить хотя бы одну из стран ЕС. Более того, только 4% украинцев были в ЕС более одного раза.
Во-вторых, я ознакомила их с теми опасениями, с которыми чаще всего обращаются ко мне коллеги, друзья, избиратели в Киеве и Харькове. Опасениями, которые касаются выполнения Соглашения об упрощении визового режима и Визового кодекса, которому, кстати, выполняется как раз три года в этом году.
В частности, я выразила надежду, что после ратификации обновленного Соглашения об упрощении визового режима мы бы могли более активно задействовать принцип добросовестности в вопросе выдачи многоразовых виз. Многих моих избирателей очень беспокоит тот факт, что даже самые примерные путешественники вынуждены постоянно обращаться за одноразовой визой, поскольку на многоразовую визу им заранее рекомендуют даже не подавать документы. Это притом, что многие из них подпадают под категорию тех граждан, которые, согласно Соглашению об упрощении визового режима, имеют полное право на многоразовую визу. Я знаю многих журналистов и представителей общественных организаций, которые вынуждены каждые несколько лет менять паспорт, поскольку нет где ставить визовые штампы. А это не только потери времени, но и потери финансовые. Об этом я довольно искренне рассказала и консулам.
В-третьих, много говорили в контексте многоразовых виз о цели поездки. Я объяснила, что, на мой взгляд, со стороны стран-членов ЕС должно быть проявлено больше гибкости в отношении того, что во время термина действия многоразовой визы у человека может возникнуть необходимость поехать в страны ЕС не по той цели, по которой он получал эту визу. Была бы очень благодарна, если бы вы доносили эту позицию до ваших столиц.
В-четвертых, я обратила внимание на то, что до сих пор наблюдается неоправданно много случаев, когда длительность оформления документов превышает один месяц. Это довольно тревожный сигнал, особенно учитывая тот факт, что Визовый кодекс рекомендует выдачу ответа в течение 15 календарных дней и позволяет увеличение этого термина только в исключительных случаях. Поэтому я выразила надежду на то, что обработка не будет длиться дольше, чем рекомендуемые 15 дней. Причем, такие задержки часто наблюдаются и никоим образом не объясняются даже тогда, когда люди имеют все документы в порядке. Буду очень рада услышать от вас, что на сегодняшний день является главным препятствием для более быстрых сроков рассмотрения документов.
Что ответили консулы? Консулы рассказывали мне, что украинцы сами не обращаются за многоразовой визой. Причем, довольно осторожно восприняли мое замечание о том, что украинцы не подаются на многоразовую визу часто по той причине, что консульские сотрудники не советуют им этого делать, всячески рекомендуя подаваться только на одноразовую визу. Они же меня уверяли, что это не так.
В целом, меня проинформировали, что шенгенские консульства в прошлом году выдали 500 тысяч многоразовых виз. В консульстве Чехии, например, 30% виз составили многоразовые.
Средний отказ в визах по Евросоюзу в прошлом году составил 2%, что, конечно, не может не радовать.
Большое беспокойство у европейских консулов вызывает наличие различных посредников, которые, по их словам, запугивают людей, рассказывают, что без помощи посредников они не смогут получить визу и так далее тому подобное.
Продолжает настораживать консулов и тот факт, что наши граждане продолжают давать часто неправдивую информацию, боятся предоставлять объективные документы.
Эксперты, в свою очередь, поделились своим видением того, как сделать так, чтобы новое Соглашение об упрощенном визовом режиме заработало действительно эффективно. Сейчас планируем новые совместные проекты на визовую тематику совместно с некоторыми общественными организациями.
Вот, в принципе, главные итоги визового разговора Консульського клуба на прошедшей неделе. Все комментарии по поводу более эффективной коммуникации с консулами и послами во имя эффективной имплементации Соглашения об упрощенном визовом режиме приветствуются.