Два последних дня мы с коллегами с украинской части Межпарламентской группы дружбы Украина-Швейцария (которую я имею честь возглавлять) провели в Цюрихе и Берне. Главная рабочая цель была, конечно же, встретиться со своими коллегами-парламентариями – сопредседателями нашей группы с швейцарской стороны. Раззнакомиться поближе, узнать, как работает их парламентская система изнутри.
Приятно удивило, что ради встречи с нами наши партнеры приехали специально в Берн из разных кантонов. И еще приятнее: что были представители самых разных фракций парламента Швейцарии – от лидера Зеленой либеральной партии и сопредседателя нашей группы с швейцарской стороны Мартина Бьоймле (очень известный в Швейцарии политик) до Роданда Борера с Швейцарской народной партии и Лоренца Гесс из Бюргерско-Демократической партии и Натали Гизи – исполнительного директора Зеленого Креста Швейцарии. Такое широкое представление подчеркивает, что тема Украины – это тема, которая интересна всем главным политическим партиям Швейцарии.
Однако, мы с коллегами решили не ограничиваться исключительно налаживанием межпарламентских связей и организовали многостороннюю и довольно интенсивную программу (особая благодарность за содействие в этом контексте послу Украины в Швейцарии Игорю Диру). Все для того, чтобы лучше понять, чем живут тамошние политические элиты, предприниматели, гражданское общество и как могли бы мы, украинцы, позаимствовать хотя бы крошечную часть их историй успеха в разных сферах жизни.
Почему для нас так это важно? Швейцария для нас, народных депутатов – это пример успешной европеизации. Именно той европеизации, которую мы в Украине намерены многократно усилить по разным направлениям после подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Опыт Швейцарии наглядно демонстрирует – можно сидеть и ждать, как у моря погоды, перспективы членства в ЕС, а можно просто четко следовать европейским стандартам и лелеять европейские ценности, не будучи членом ЕС.
Конечно, Украина – не Швейцария. У нас совсем другой исторический опыт и совсем другое – будем откровенны – географическое окружение. Даже сами швейцарцы, с кем приходилось общаться, признают: вы не равняйтесь на наш нейтралитет и нашу политику в отношении Европейского Союза. У вас, мол, совсем другая история и другая ментальность. И у вас в запасе нет двести лет, чтобы оттачивать все свои институции и самостоятельно, без помощи извне (включая помощи ЕС) модернизировать свою страну.
Некоторые швейцарские собеседники также говорят, что с каждым годом, так или иначе, их союз с Евросоюзом только крепчает. Последнее свидетельство такого укрепления – вступление Швейцарии в Шенгенскую зону. «Это просто комфортно для наших жителей», - объяснил мне это решение один тамошний дипломат. А некоторые его коллеги немного жалеют, что Швейцария не в ЕС, потому что не может влиять на принятие решений, которые принимаются в Брюсселе, но имеют потом последствия для всей Европы.
Тем не менее, у швейцарцев есть чему поучиться и нам. И что касается борьбы с коррупцией, и в плане местного самоуправления, где швейцарцы вообще профи.
Начнем с коррупции. Находясь в Швейцарии, мы встретились с ведущими антикоррупционными экспертами. Напомню, что в прошлом месяце наша группа уже проводила в Киеве круглый стол на эту тему при участии посла Швейцарии в Украине Кристиана Шьоненбергера, а еще ранее в этом году Европейский банк реконструкции и развития направил в Украину для разработки по заказу правительства соответствующей антикоррупционной программы профессора Базельського университета Марка Пита.
В среду, 30 октября в Цюрихе у нас состоялся интересный круглый стол с ближайшими коллегами господина Пита. Много говорили о феномене восприятия коррупции с точки зрения ментальной и культурной (знаете, как у нас говорят, что коррупция – это часть культуры и чуть ли не течет в нашей крови). Один швейцарский собеседник (экс прокурор Цюриха) говоря о ментальных отличиях между нашими странами, углубился еще во времена Петра I. Мол, когда последний создавал свою первую администрацию, он забыл заложить официальные зарплаты чиновникам, а сказал им: вы же работаете для людей, поэтому идите к ним и пусть они вам платят зарплату. После его слов воображение почему-то резко нарисовало нашего милицейского с дубинкой…
Но общаясь с швейцарцами о борьбе с коррупцией мы старались акцентировать внимание не на том, как все плохо в Украине с коррупцией и ничего изменить нельзя, пока не будет изменен менталитет, а как сделать так, чтобы добиться существенного прогресса в решении этого вопроса. Тем более, что основания для такого прогресса есть. И не в последнюю очередь благодаря Швейцарии. Именно на одной из наших швейцарских встреч узнала интересную и важную новость: уже 5 ноября между ЕБРР и Украиной может быть подписано Соглашение об антикоррупционной деятельности в Украине и запущена работа Института бизнес-мониторинга (будет заниматься, кроме прочего, защитой прав инвесторов и вопросами антирейдерства).
Возможно, этот Институт бизнес-мониторинга не поднимет Украину на пятое место в мире по уровню восприятия коррупции, которое почетно занимает Швейцария, но оторваться от нынешней компании стран, с которыми Украина делит только 144 место в соответствующем рейтинге Transperancy International, думаю, поможет точно. Более того: уверена, что новый инструмент также посодействует возникновению более оживленного интереса иностранных инвесторов к Украине. В том числе и из Швейцарии, для которой уже сегодня Украина является вторым по важности экспортным направлением на постсоветском пространстве.
Что касается местного самоуправления, то уровень его влиятельности и самостоятельности мы очень хорошо прочувствовали на встрече с представительной делегацией кантона Фрибург, включая министра экономики и будущего (уже в 2014 году) президента этого кантона Беат Фонлантен. Кроме тонкостей местного самоуправления, было интересно, общаясь с некоторыми швейцарскими коллегами, узнать, что элемент прямой демократии делает людей… более счастливыми. Да-да, именно швейцарский опыт проведения местных референдумов стал поводом для проведения подобного исследования.
Оказалось, что люди, мнение которых спрашивают на референдумах более счастливы, поскольку чувствуют свою принадлежность к принятию важнейших решений в стране. В то же время, наши швейцарские коллеги неоднократно подчеркивали, что референдум не должен быть механизмом для манипуляций общественным мнением. К тому же, у нас в Украине, часто заблуждаются в том, что в Швейцарии референдумы – вещь обязательная по любому поводу. Это не так.
В швейцарской Конституции четко выписано: есть референдумы обязательные, а есть факультативные. Хотя, конечно же, некоторые вопросы, которые выносились здесь на референдумы в последнее время могут слегка удивить даже швейцарских соседей, не то, что украинцев. Например, об ограничении мигрантов до 18% или по поводу урезания зарплаты топ-менеджеров. В целом, впечатлений очень много. Как и полезных подсказок для будущей парламентской работы. Пока что могу заверить только в одном: межпарламентская группа Украина-Швейцария будет и дальше работать для того, чтобы максимально привлекать Швейцарию к процессу практической европеизации Украины. Вместе, уверена, у нас получиться намного больше.
P.S. Рабочая поездка депутатской группы в Швейцарию была осуществлена исключительно на частные средства народных депутатов.