И если праздник дает возможность снова поднимать, обсуждать и требовать решения всех болезненных вопросов достижения равноправия, как в Украине, так и мире, он должен оставаться красной датой календаря. Свой небольшой вклад в пропаганду равноправия я сделал, подбирая в прошлом году кино соответствующей тематики для кинофестиваля, и большинство приведенных в перечне фильмов успел показать в Киноклубе социального кино. Эти фильмы условно можно поделить на посвященные проблемам равноправия женщин на Западе и тем ужасным условиям существования, на которые обрекают женщин исламисты и традиционные нравы в мусульманском мире. Здесь женщины говорят, призывают, бунтуют, действуют, не смиряясь с несправедливостями окружающего мира. Надеюсь, все они станут хорошим экскурсом в историю вопроса и откроют вам новые грани гендерной проблематики.
Свободу вырывали железными зубами, а не милостью президента
18 августа 1920 г. В США произошло историческое событие – была принята 19-я поправка к Конституции США, предоставившая всем женщинам страны избирательное право. Получению права голосов предшествовала длительная борьба американских суфражисток и постоянные пикетирования Белого дома активистками Национальной женской партии, а сама борьба сопровождалась репрессиями со стороны властей, нападениями и издевательствами над активистками.
Об этом повествует историческая драма «Ангелы с железными зубами» Кати фон Гарнье. Режиссер стремилась максимально следовать историческим фактам, одежда и традиции максимально соответствовали времени, хотя современное музыкальное сопровождение и обилие красавиц-актрис сильно приукрашивают события. Актриса Хиллари Суонк чудесно справилась с задачей сыграть Элис Пол (1885-1977) - вдохновительницу создания Национальной женской партии, готовую отказаться от всех удовольствий женщину, напролом, не щадя свою личную жизнь и здоровье, идущую к осуществлению цели.
Администрация Вудро Вильсона считается одной из лучших в истории США ХХ века по значению проведенных ею преобразований, но именно она способствовал аресту 218 протестующих в 1917 году. Эта администрация в ответ на голодовку заключенных использовала против женщин насильственное кормление, а Элис Пол хотели навсегда оставить в психиатрической больнице. Ключевым в фильме становится момент, когда тюремная надзирательница, которую ничего раньше кроме покорности заключенных не волновало, помогает Элис Пол передать записку об издевательствах в тюрьме в американскую прессу, что привело к освобождению, скандалу и принятию поправки, предоставившей 20 миллионам американских женщин право голоса.
В украинских учебниках по истории приписывают заслугу дарения избирательного права женщинам в США президенту Вудро Вильсону. Это никак не расходится с доминирующей у нас традицией идеализировать исторических деятелей, делить их на прекрасных и ужасных, не обращать внимания на роль организованных и стихийных социальных движений, являющихся двигателем эволюции человечества в течение столетий. Впрочем, идеализация Вудро Вильсона - лишь малая часть исковерканных фактов и преклонения перед авторитетами, которую пытаются впихнуть в голову ничего не подозревающим украинским детям.
Трудись за копейки, помалкивай
«1968 год. Это был мир для мужчин. Но ненадолго..» - таков слоган фильма британского режиссера Найджела Коула «Сделано в Дагенхэме» (2010). Этот фильм не показали в кинотеатрах, не сделали ни украинской, ни даже русской озвучки, что конечно не удивляет, учитывая его содержание. Трудовые права, о которых позволено говорить в Британии, у нас являются темой неудобной.
Забастовка швей, делающих чехлы и обшивку для автомобилей «Форд» в британском Дагенхэме 45 лет назад положила начало борьбе за равенство в оплате труда мужчин и женщин во всех странах Западной Европы. Маленькие зарплаты и протекающие крыши давно вызывали протесты работниц, и забастовка, остановившая производство всего завода, началась. Авторитет корпорации «Форд», которую многие фантазеры от истории называют самой дружелюбной к правам рабочих, был сильно подмочен.
В фильме Найджела Коула между женщинами из разных социальных классов возникает дружба, предопределенная общим бесправием в категории граждан второго сорта. Узнаем, что в старой Британии женщине можно было иметь высшее образование Кембриджа, незаурядные умственные способности, принадлежать к высшему классу и все равно оказаться в статусе красивой домохозяйки с единственной функцией «убери-подай» при глуповатом управляющем компании. А другим домохозяйкам, чтоб прокормить семью, еще приходилось за маленькую зарплату трудиться на заводе.
Обаятельная героиня актрисы Салли Хокинс, инициировавшая забастовку, в процессе забастовки становится настоящей профсоюзной активисткой и справедливо говорит мужу: «Да ты хороший муж, не бьешь меня и заботишься о детях. Но ведь так и должно быть. А я хочу большего». Ей приходится преодолевать и некоторую пассивность коллег, и предательство профсоюзных боссов, и гнев оставшихся временно без работы тысяч мужчин. В 1970 году Великобритания приняла «Закон о равном вознаграждении за труд».
Далеко ли мы ушли от тех стандартов, которые существовали в Британии 1960-ых гг.? Мне кажется, они стали только хуже с переносом производства в развивающиеся страны. Совсем недавно, в ноябре прошлого года 121 работница текстильной фабрики в Бангладеш погибла во время пожара, прыгая с 9 этажа фабрики, где были нарушены все возможные стандарты безопасности труда, а на окнах стояли железные решетки. Катастрофа вызвала массовые протесты женщин в Бангладеше, но спустя месяц катастрофа чуть меньшего масштаба повторилась. За копейки эти женщины пожертвовали собой, чтобы одеть потребителей американского Вол Марта.
Кто одевает мир? Тысячи текстильных фабрик с 12-14 часовым рабочим днем и нарушениями техники безопасности. Женские и детские руки в странах Азии, Африки и Латинской Америки. И пусть многим наплевать, тысячи Дагенхэмов ждут своей очереди в разных частях земного шара.
Лисистрата в 1968 году
Фильм соратницы Ингмара Бергмана Майи Зеттерлинг «Девушки» (1968) - ныне забытый артхаусный шедевр. Хотя приняли участие в нем ведущие шведские актрисы и актеры той эпохи - Бибби и Харриет Андерсон, Гуннель Линдблум, Гуннар Бьёрнстранд. В нем переплетаются театральная постановка, сны и фантазии главной героини, дискуссии о роли мужчины и женщины в Швеции. Шведские актрисы, ставящие комедию «Лисистрата» Аристофана на сцене, в реальной жизни поднимают бунт против лицемерия мужчин, изменяющих, занудствующих, успокоившихся, самодовольных и приземленных. В части определения того, что женщина стремится более к изменению мира, а мужчина всем доволен и весьма консервативен, фильм напоминает «Мужское-Женское» Жан-Люка Годара с точностью до наоборот. Все позитивное, революционное, что у Годара было условно«Мужским», у Майи Зеттерлинг становится условно «Женским».
«Лисистрата» была написана великим Комиком во время изнурительной войны Афин со Спартой, афинские женщины отказываются в ней от секса с мужьями и запираются в Акрополе, требуя прекратить войну, которая приносит всем им лишь страдания. Подобным путем женщины устраивали акцию протеста против войны в Либерии в 2003 году и массовых убийств в Кении в 2008 году, что привело к остановке боевых действий.
Со времен Древнего мира мало что изменилась, и главная героиня просит женщин вместе бороться против войн, которые разжигают в отдаленных уголках земного шара, бороться за большое количество детских садов, права домработниц и отпуска для домохозяек. Главная героиня ломает стереотипы поведения, предпочитая развод жалкому состоянию красивого аксессуара своего мужа. Впрочем, в приведенном перечне фильм самый сложный и лучше понять его можно после мозгового штурма.
В борьбе за равенство на работе
Как и «Ангелы с железными зубами», «Сделано в Дагенхэме», «Северная страна» (1998) Ники Каро основана на реальных событиях. Избирательного права американки уже добились, а вот право на возможность труда на работе, которую изначально считали мужской, еще придется отстоять. Времена меняются, и демократы ввели защиту права женщин работать наравне с мужчинами даже на очень тяжелых работах, как на руднике в Миннесоте. Героине Шарлиз Терон, матери-одиночке, пожалуй, больше всего не повезло с местом рождения. Миннесота - типичный штат консервативного Среднего Запада США, с множеством избирателей - религиозных-фундаменталистов, поддерживающих Республиканскую партию. Жить с такими людьми в одном городе не сладко-доблестные хранители христианской морали, для которых мать-одиночка априори является проституткой, в свободное время, как правило, занимаются «доблестным» и «богоугодным» делом распространения сплетен и осуждений. Впрочем, что ожидать еще можно от таких людей, можно лишь искренне пожелать удачи жителям США, которые борются за то, чтоб религиозные фундаменталисты и такие их представители как Джордж Буш-младший никогда не вернулись к власти.
Помимо желания местной корпорации сэкономить на создании удобств для женщин-рабочих, столкнемся в этой истории с примитивным алкомачизмом части рабочих, доказывающих всеми возможными путями свое превосходство над женщиной. Вообщем, все бы было плохо, если бы не практика судебного прецедента в США, способная распространить один справедливый вердикт на многие последующие дела в этой сфере.
Земли окровавленных ножей
«Табу» (Мооладе, 2004) это не просто история женского бунта в сердце мусульманской западной Африки, а завершающий штрих длинного творческого пути первопроходца африканского кинематографа, режиссера и писателя из Сенегала Сембена Усмана (1923-2007).
Фильм «Табу» - о кровавой варварской традиции женского обрезания (клитора и половых губ) в мусульманских странах Африки. 140 млн. женщин в мире жили с последствиями этой операции в 2008 году, в Судане, Эфиопии, Мали этой операции подвергают 80% девочек, при этом смертность в результате операции, которая проводится часто без привлечения медиков, обыкновенными ножами, очень высока.
Вы сможете взглянуть на жизнь традиционной мусульманской полигамной семьи (с несколькими женами). Сембен Усман показывает в центре повествования не самого жестокосердного мужа, но все же семья такая строится на жесткой иерархии. Женская часть семьи руководится старшей женой, которая хоть и советуется с младшими, но последнее слово оставляет за собой. Есть любимая средняя жена, получающая от мужа больше всего любовных утех, и младшая, пожалуй, самая бесправная и забитая. Иерархия полигамной семьи привлечет интерес непривыкшего к таким стандартам европейского зрителя, но для режиссера, это лишь фон, чтобы показать бунт любимой жены против традиции обрезания, унесшей жизнь ее дочери. Жестокие нравы африканской деревни подкреплены авторитетом местного царька и старейшин, группы женщин, живущей с кровавой традиции. Против них – женщины, сын царька, вернувшийся после образования из Франции, не желающий быть частью варварского насилия. Чтобы пресечь распространение свободомыслия, старейшины постановляют сжечь все радиоприемники, чем и вызывают настоящий женский бунт.
Фильм снимали в Буркина-Фасо, стране-соседке Мали, где сейчас французы со своими союзниками из бывших колоний пытаются остановить распространение идей исламистов в африканской зоне влияния. В фильме Францию называют «страной, где печатают деньги». За всю историю Буркина-Фасо единственный президент, пытавшийся добиться равноправия для женщин и большей социальной справедливости, Томас Санкара, был убит, говорят, не без содействия французского президента-социалиста Миттерана, стремившегося сохранить ручное управление бывшими колониями. Что ж, консервация варварства, которую допустили в своей колониальной империи французы, теперь им аукнулась нашествием исламистов.
Главный манифест женского протеста в исламском мире
Анимационный фильм «Персеполис»(2007) покинувшей родину иранки Марджан Сатрапи до сих пор вызывает ярость исламистов не только в Иране, но и во всем мире. Но для сторонников светского государства фильм - как луч света в сгущающейся тьме исламистского средневековья. В 2012 году трансляция фильма на одном из телеканалов Туниса привела к акциям протеста рвущихся здесь к всеобъемлющей власти исламистов, их лидер Рашед Ганнуши объяснил ритуальные беснования бородатой толпы фанатиков, изображением в фильме говорящего с героиней и Карлом Марксом Аллаха. Изображать его нельзя по исламским канонам.
В этом перечне фильмов «Персеполис» остается непревзойденным по юмору и охвату событий. Трагическая история Ирана, терзаемого сначала проамериканским репрессивным режимом шаха, затем разбитыми и втоптанными в грязь исламистами идеалами демократической революции, здесь показана глазами взрослеющего ребенка, вынужденного покинуть родину в тяжелый период войны исламистов с режимом Саддама Хуссейна. Оба диктаторских режима, положивших несколько миллионов юных жизней в попытке передвинуть на несколько километров государственную границу, как оказалось впоследствии, снабжались оружием из США.
Марджан рассказывает историю иранской девушки, которая росла под давлением многочисленных ограничений, от обязательного ношения чадры, запрета на западную музыку, вплоть до необходимости рисовать с натуры девушку в чадре во время обучения в Академии искусств. Собственно рисование носа, выглядывающего из чадры – один из самых забавных моментов фильма. «Персеполис» - это история индивидуального бунта Марджан Сатрапи против серости, кровожадности и лицемерия режима исламистов, против неравноправия женщин Ирана. А теперь этот анимационный фильм стал своеобразным манифестом, аккумулирующим волю всех несогласных с наступлением исламистов на Ближнем Востоке. Тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, а еще не забыть всем знакомым показать.
Все те годы, которые женщине мешали быть женщиной
Иранскому кинематографу есть чем гордиться. Особенно семьей Махмальбаф. Марзие Махмальмбаф – часть большой киносемьи Махмальбаф. На счету Мохсена и его жены Марзие, их дочерей Самиры и Ханы - более двух десятков фильмов, снятых ими в разных уголках Ирана и других стран Ближнего Востока, затрагивающих все актуальные проблемы для этого региона.
В фильме «День, когда я стала женщиной» (2000) Марзие Махмальбаф, снятом на живописном курортном иранском острове Киш, поражающем заезжих туристов аскетичной одеждой отдыхающих и раздельным купанием, встречаются прошлое, настоящее и будущее. Будущее - маленькая девочка, которой исполнилось 9 лет и она теперь должна ходить в чадре и не играть с мальчиками. Прошлое - пожилая женщина, которая всю жизнь не могла позволить себе из-за мужа-тирана, не оставившего ей даже ребенка, купить разные удобства - от холодильника до качественной косметики. И теперь, в глубокой старости, она покупает себе груду быттехники и мебели.
Настоящее - иранская девушка в чадре, участвующая в велосипедной гонке. Ее братья, отец и местный имам, постоянно нагоняют ее на лошадях и требуют выкинуть проклятый велосипед и вести себя пристойно. Гонка заканчивается, когда братья преграждают дорогу лошадьми, борьба девушки проиграна. Сцена велосипедной гонки с десятками участниц в чадре достойна того, чтобы войти в золотую историю мирового кинематографа. В конце фильма прошлое и будущее встречается, оставляя трагическое ощущение того, что в судьбе иранской женщины ничего не изменилось и связь поколений не разорвана маленьким бунтом велосипедистки.
Иранки вне игры
Фильм «Оффсайд»(2006) Джафара Панахи заслуживает внимания, уже хотя бы потому, что режиссер-главный политзаключенный деятель мирового кинематографа. Жертва диктатуры исламистов в Иране, он был осужден на 6 лет тюремного заключения и 20 лет запрета творческой деятельности. У режима аятолл лопнуло терпение после его участия в восстании иранской оппозиции в 2009 году.
Фильм рассказывает о девушках, разными путями, всеми правдами и неправдами, пытающихся попасть на футбольный матч сборной Ирана со сборной Бахрейна в 2005 году, открывающий возможность Ирану взять участие в Чемпионате мира по футболу. Кто-то из них одевается в мальчишескую одежду и делает короткие стрижки, кто-то прячет длинные волосы под головными уборами, а кто-то даже додумывается переодеться в форму солдата. Есть среди них и футболистка из профессиональной команды, в которой тренер-мужчина отдает советы и команды по мобильному телефону, не имея права зайти на женский стадион.
В Иране футбольные матчи запрещены для посещения женщинами. Попавшихся при входе на стадион девушек стерегут солдаты-срочники, их ожидает страшная участь -отвезут в Управление по борьбе с проституцией. Солдаты так и не смогут объяснить почему девушек нельзя пускать на стадион. Может ли быть обилие мужчин или их брань достаточным основанием для того чтоб отказывать им в посещении спортивного события? Да и нельзя рационально объяснить предписания иранских аятолл, это ведь религиозный фанатизм.
Тема прав женщин не нова для творчества Джафара Панахи, в 2000 году он снял более похожий на триллер фильм «Круг» о плачевной участи женщин, вернувшихся из тюрьмы. В «Оффсайде» все для девушек закончится хорошо, не так как в реальной жизни. Просто не каждый день сборная Ирана выходит на Чемпионат мира, вызывая всеобщее ликование.
После просмотра стольких иранских киношедевров, убеждаешься, что современный исламистский Иран как и Персидская империя в древности - «колос на глиняных ногах», его режим основан на страхе и репрессиях. Он трещит по швам не столько потому что США и ее союзники преуспели в реализации политики санкций, а из-за внутренних противоречий, нарушения прав человека, растущего социального неравенства, растущего количества молодежи, недовольной сложившейся ситуацией. Тем, кто осуществлял исламскую революцию в 1979 году и продолжает заниматься религиозным фанатизмом, уже пошел шестой десяток. Конечно, они вряд ли уступят власть без крови, есть значительное количество их молодых последователей, но протесты недовольной молодежи в Иране скоро даже этот опытный репрессивный режим не сможет остановить. Да и если находятся среди иранцев такие режиссеры как Сатрапи, Махмальбаф, Панахи, исламизму не в силах будет остановить эволюцию человечества.