Потом включатся система. В следующий раз еще немного украли, потом еще. В конце концов, чувствуешь себя идиотом. И только тогда понимаешь, когда уже и красть-то у тебя нечего.
Если люстрация – караул! Если по одному потихоньку всех увольняют – нормально.
Если у всех бизнес отбирают – кошмар! Если тихо и по отдельности – обычный беспредел…
Но давайте сузим тему до СМИ и свободы СМИ.
Смотрите, что происходит. Хорошковский продал «Интер» Фирташу и Левочкину. Это всех напрягло. Караул?
Ничего страшного. Остальные же телекомпании не скуплены. К тому же, это купля-продажа между властными олигархами. Все попытки скандалов, когда у Хорошковского была и власть и телемонстр, как-то забылись и не в счет.
Ведь правда, немножко меньше напрягают случаи сноса газетных киосков "Пресса-М" в Кривбассе. Или наезд на «Аргументы недели - Крым», где было открыто уголовное дело по факту публикации. Или избиение журналиста «Дорожного контроля» Ярослава Порады во Львове. Или запрет охранников Ахметовского «Азота» снимать общий план предприятия с улицы. Или системное давление на газету «Експресс». Или заявление Сергея Потимкова об угрозах со стороны харьковского мэра. Или недавно появившийся в Интернете образчик «темника», правда, вице-премьерского-противопремьерского.
Украина опустилась еще на 10 пунктов в рейтинге свободы прессы. Теперь на 126 место. В неньке почти втрое возросло количество фактов запугивания журналистов по сравнению с прошлым годом.
Единственное, что радует – вроде в Украине никого из журналистов в прошлом году не убили.
Никто, кроме «Репортеров без границ» не считает это тенденцией. Сами журналисты заняты своими дедлайнами. Им не до того, что у всех вместе, но по отдельности крадут свободу.
А освободившееся место заполняется самоцензурой и страхом.
Никто не кричит: «Караул!»
Кстати, в Харькове наездов на СМИ нет. Уже не закрывают телекомпании, не лишают аккредитации, не обыскивают редакцию. Почему? Потому что не на кого уже наезжать. СМИ остались только в интернете. Телевидение, печать - все зачищено. Оппозиционных газет и телеканалов не осталось.
А когда все это только начиналось, все считали - да что там, подумаешь… Ну, отрезали от эфира АТН, АТВ/К, рейдерски захватили ФОРУ. Ну, вынудили продать долю в 7 канале жене губернатора, а остальное и так мэру принадлежало. Ну, обыскали дважды оппозиционную проаваковскую газету «Главное».
И Климентьев – вроде не Гонгадзе… Так что эксперимент по зачистке состоялся без особого шума и пыли.
И кстати, столичные СМИ тогда не трогали. Наезды на ТВІ и «Левый брег» были после.
Теперь в Харькове тихо.
Это в городе первого государственного и первого негосударственного телевидения. Это в городе, в котором в 90-е годы было больше телекомпаний, чем в Киеве.
Понемногу ограничивая можно и совок или крепостное право вернуть.
Если постепенно, никто и не заметит, что свободы уже совсем не осталось.
Сплошное будет единомыслие и единство. И пропаганда с агитацией вместо хотя бы видимости независимых от власти СМИ.