Хочу объяснить почему, потому что многие считают, что поступил не правильно. Нет, я все понимаю. Адекватно оцениваю форс-мажорность ситуации, в которой нужно формировать властные структуры. Поддерживаю желание и стремление сделать все быстро и по возможности хорошо. Но напрягают правила игры в назначения. Поскольку у меня есть какие-никакие принципы и представления о хорошо-плохо, решил ими поделиться.
Предположим, есть три дня на принятие быстрого и важного решения о назначении. Вот как, на мой взгляд, нужно действовать.
Опубликовать сразу же и, не задумываясь, в Интернете вакансию, сообщить об этом в соцсетях и новостях. Не худо бы пояснить при этом уровень компетенции чиновника, должность которого становится предметом общественного интереса. Не опубликовали компетенции – тоже не страшно. Люди не глупые – сориентируются.
Дальше сутки на выдвижение или самовыдвижение. Или на предложение откликнуться по звонку. И список претендентов готов.
Дальше еще сутки на предоставление программы действий. Простой и короткой. Из минимального количества пунктов. Главное, чтобы было ясно, что будет делать, как будет делать, зачем делать. И чего не будет делать. Потому, что это всегда не менее важно.
Следующий этап – отсев и отбор, параллельно с голосованием и комментариями, если в Интернете, и аудиторией, если в прямом эфире, на обычных общественных слушаниях или дебатах. Чтобы, как в церкви, перед венчанием кто-то мог сказать «за» и «против».
И на третий день - собственно назначение на должность.
Поймите: это не выборы. Это назначение. Административное, волюнтаристское, авторитарное – назначение. Но если ему предшествует абсолютно прозрачная процедура, которая вызывает доверие – все вопросы снимаются. Слухи и домыслы: а кого назначат, и почему назначат – останутся за скобками приказа о назначении. Открытая дискуссия о кандидатах на должность даже в течение одного-двух дней делает процесс ясным и назначение легитимным.
Еще раз: есть вакансия, есть претенденты, есть минимальное обсуждение, есть выражение позиции, мотивации и цели работы в должности. И все.
Ну, разве трудно сделать процесс прозрачным, а не закрытым, ясным, а не мутным, публичным, а не тайным.
Простота процедуры может кого-то шокировать непродуманностью. Но вы же хотите очень быстро и в то же время эффективно!
Теперь о плюсах. Потому что минусов значительно больше в назначении традиционном, типа кулуарно решили, предложили (или сам предложил) – назначили и поставили всех перед фактом: имярек – теперь начальник чего-то.
Так вот – о плюсах. Публичность и прозрачность снимает подозрения в коррупции, тайных умыслах и подвохах, закрытости и секретности намерений. Человек, который станет чиновником, оглашая, что будет делать и что не будет делать в должности, уходит от мотивации просто работать чиновником и выполнять только то, что скажут сверху. И не возражать, и не размышлять, и не нести ответственность, и, в сущности, не работать, а просто быть бюрократом. Ведь предоставление программы действий - это хоть и очень простой, и приблизительный план переустройства вместе с границами и рамками, которые дают возможность представлять – результат. А не только процесс.