1. Политические партии и идеология.
Идеология – вещь серьезная. Она сродни религии, поэтому исторически религиозные деятели и стояли возле тронов владык и фактически управляли государствами. Частные идеологии при длительном использовании превращаются в религию. Фактически, например, марксизм-ленинизм стал религией – разновидностью христианства, проповедующей триединую сущность – три источника и три составные части марксизма-ленинизма. Социалистическая идеология уже более эклектична, в настоящее время она занимает некую нишу между либеральным социализмом и социальным либерализмом.
Вот и современные украинские политические партии, проповедующие эти ценности, можно было бы назвать идеологическими. Правда, на политической сцене из таких партий осталась только коммунистическая партия (П.Симоненко).
Несколько устаревшая в эпоху глобализма идеология национализма очень часто в практической деятельности вырождается в национал-большевизм. К сожалению, все чаще и чаще национализм, призванный, в первую очередь, подготовить нацию к претензии на равное место в мире, в условиях Украины становится избирательным, а именно: нас целенаправленно ссорят с одними и толкают в подчинение к другим. Такой «национализм» я и называю избирательным.
Вообще говоря, вряд ли будет большой ошибкой полагать обилие партий и политических объединений (более 150) следствием отсутствия какой-либо идеологии в нашей политической элите. Этим объясняется легкость перехода отдельных политических фигур из партии в партию, из списка в список без особых идеологических терзаний. Этим же можно объяснить и причудливость блокирования в нашем парламенте.
Но в первоначальный период накопления и перераспределения политического капитала такие процессы, которые наблюдает ошеломленный народ, вполне нормальны, правда, не в таком специфическом качестве и не в таких количествах. Концентрированный прагматизм заставляет перетасовывать партийные колоды со все возрастающей скоростью и интенсивностью. Повторяется естественный в советское время процесс замыкания власти на отдельную группу лиц, объединенных не только клановыми, что было бы вполне естественным, но и возрастными признаками.
Как в советское время целое поколение шестидесятников было исключено из процесса принятия решений, так и сейчас мы наблюдаем в высшей власти круговорот примерно одной возрастной группы. Практически смена поколений политиков идет значительно медленнее, чем должна была бы идти при динамическом росте демократических институтов.
Ситуативные объединения не могут быть многочисленными, поэтому украинские политические партии почти все заканчиваются областными штабами, а низшие звенья, т.е. собственно, непосредственно функционеры, работающие с электоратом, отсутствуют и набираются перед выборами совершенно непрофессионально, на что тратятся деньги практически вхолостую.
Таким образом, наличествует значительное изменение технологий, в которых проигрывают именно те, кто вовремя не «подстроился» под достаточно быстро изменяющиеся правила игры.
На региональном уровне быстрые изменения в верхах не особенно изменяют настроение электората, что говорит о слабости и непрофессионализме функционеров низшего и среднего звена. Это практически касается всех партий и блоков.
2. Образование и функционеры высшего звена.
О подготовке функционеров высшего звена вряд ли стоит говорить, можно лишь анализировать теперешнее состояние социального и политического мастерства, которое проявляют представители политической элиты. В этом аспекте можно отметить несколько разноплановых изъянов, которые являются свидетельствами либо недостатков специфического образования, либо не менее специфического воспитания. Рассмотрим некоторые примеры.
Пример 1.
В начале 90-х годов в парламенте Украины вряд ли можно было найти более яркого парламентария, чем А.Мороз. Его эрудиция, четкая, спокойная аргументация возводили его в ранг наиболее опасных оппонентов депутатов от Народного Руха, которые не владели политической закалкой. Политическая убежденность и несгибаемость вызывали невольное уважение к этой личности и, видимо, не только со стороны населения.
В течение 90-х годов в украинском политическом калейдоскопе несгибаемость обратилась негибкостью, что привело к резкому падению рейтинга партии, в то время, как коммунисты смогли учесть существующие перемены, что удалось сохранить компартию Украины в действующем состоянии, несмотря на расколы и массированная пропаганда антикоммунизма. Руководство социалистической партии не смогло сделать надлежащих выводов из раскола в собственной партии, когда крайне левое крыло вышло из ее состава.
Сказался авторитаризм главы партии и неумение строить модели социальных процессов и планировать адекватную тактику партии. Видимо, попытка остаться в политике можно объяснить метания А.Мороза, пополнение партии далеко не идейными сотрудниками, а затем и озвучивание «дела Гонгадзе». Вместо ожидаемого эффекта окончательно был утерян авторитет партии.
Именно отсутствие инструментального политического образования в условиях административно-командной системы политического лидера первой величины привело к утрате какого-либо влияния социалистической партии, которое вряд ли возродится в будущем.
Пример 2.
Другой пример, обратного свойства. Как только не называли этого человека, какие ярлыки не навешивали – и «хитрый лис Микита», и «руйнівник Україны», и «той, хто пограбував українців», и «той, хто нагородив українців кравчучками». И тем не менее, в историю Украины он войдет как отец и одновременно повитуха Народного Руха Украины, Первый Президент Украины, Создатель самостоятельного государства Украины. Пожалуй, его можно назвать Бжезинским и Киссинджером Украины в одном лице, только без их практических поражений. Л.Кравчук и в практических делах не потерпел ни одного поражения. Даже его «проигрыш» Л.Кучме был запланирован заранее, потому что весь электорат видел до самого конца, что он мог бы остаться Президентом и далее.
Скорее всего, именно Леонида Макаровича можно назвать самым выдающимся украинским политиком. Л.Кравчука нельзя назвать экономистом, но в те времена (начало 90-х годов прошлого столетия) те отрасли, которые он курировал еще в ЦК КПУ, ЛМ постарался сохранить и, как мог, укрепить. Сохранились практически все государственные образовательные учреждения, стали возникать частные вузы, всячески поощрялся подъем национальной культуры, наконец, НАН была предоставлена широкая автономия (как этим распорядились – другой вопрос). Все моральные стимулы были задействованы, создавались общественные и отраслевые научные сообщества, им был дан «зеленый свет». В очень тяжелых и трудных экономических условиях Президент менял правительства, как перчатки, что легко объяснить с высоты нынешнего положения поисками наименее болезненных экономических решений, в которых Л.Кравчук не чувствовал себя сильным.
Это пример высокого профессионализма, эрудиции и наличия инструментального политического образования.
Пример 3.
Хорошей иллюстрацией для наших заметок и полигоном проверки политического образования партийных функционеров высшего звена оказалось шоу Шустера на разных каналах ТВ.
Несмотря на небезупречность сценариев этих программ, ведущему удавалось (в настоящее время процесс технологизирован, сбои приводят к состоянию хаоса) довести фигурантов до состояния раскрытия ими сущности умственных процессов, в них происходящих, причем достаточно простыми и свойственными отечественному колхозному рынку приемами. Практически все передачи превращались в этакие «разборки» Паниковского с Шурой Балагановым: «А ты кто такой?».
Поскольку о женщинах «aut bene, aut nihil», поговорим о мужчинах-политиках. По-видимому, только Н.Шуфричу, несмотря на весьма интенсивные и массированные атаки оппонентов, удалось стать закаленным дискуссионным бойцом, что явилось немаловажным в признании его политиком 2007 года на «Интере». К сожалению, умному и достаточно подготовленному Ю.Мирошниченко так и не удалось научиться, как говорят в боксе, «держать удар».
Многие политики, особенно политики еще советской партийной школы, оказались несостоятельны в дискуссиях, предлагаемых г-ном Шустером и опускались до простых нападок и личных выпадов.
Все это указывает на простое отсутствие специфического образования и учебной практической подготовки по парламентской культуре.
Меня могут спросить, зачем я привожу эти примеры? Ответ прост. Хочется аргументировать необходимость создания специального партийного университета парламентской культуры со специфической подготовкой партийных функционеров – носителей инструментального знания, что очень важно в условиях быстро и в значительных пределах изменяющейся политической обстановке в стране.
3. Образование и функционеры в регионе.
Те, кто изучал марксизм-ленинизм, хорошо помнят слова, приписываемые В.И.Ленину, в интерпретации большевистских агитпроповцев звучащие, как «кухарки могут управлять государством». Довольно быстро при советской власти профессия кухарок была уничтожена, и фраза повисла… К сожалению, на местах центральные партийные органы практически всех партий применяют эту формулу, что в значительной мере ослабляет позиции партий в регионах. Откуда пошла такая тенденция?
Обратимся к истории. В свое время существовал определенный ритуал поддержки политики партии, заключающийся в проведении еженедельных политинформаций в коллективах. На политинформацию сгонялись все сотрудники-исполнители, и лектор райкома, горкома или общества «Знание» хорошо поставленными голосами зачитывали комментарии к очередным решениям ЦК КПСС, выдержанные в строго определенном духе газеты «Правда». С перестройкой эта практика продолжалась, но люди стали требовать от лекторов высказывать личное мнение, стали задавать «неудобные» вопросы.
Подобная метода применялась и при подготовке организации НРУ за перестройку, но здесь уже использовался территориальный принцип, поэтому такие семинары были немногочисленными, но зато на них приходила самая активная часть населения. Автор статьи был одним из лекторов общества «Знание» и одним из руководителей таких семинаров. К весне 1989 года на семинары приходили до 60 человек, которые с романтическим увлечением воспринимали новые идеи, мысли, становились сторонниками украинской государственности или уходили, не найдя для себя ничего нового. Оставшиеся получали образование через такие семинары и становились настоящими функционерами по месту жительства или работы, пропагандируя идеи Руха. Такая подготовка фактически длилась в течение двух лет. Там, где подобные семинары проводились, Рух занял ведущие позиции.
В теперешних условиях даже такого первичного тренинга функционеров не проводится. Центральные органы партий опираются либо на административно-номенклатурный аппарат, либо на телефонно-кумовские связи при привлечении местных функционеров, зачастую попадая впросак и в первом и во втором случае.
Для ситуативных временных партий такая практика вполне оправдана, она позволяет каждый раз показать видимость активной работы партии, потратить некоторые суммы спонсоров, добыть толику политического (и не только политического) капитала и оказаться за бортом политической жизни до следующих выборов.
Однако, если партия состоялась «всерьез и надолго», такая практика может просто уничтожить имидж партии, что с успехом и происходит с нашими ведущими партиями и блоками, особенно это хорошо видно на примере НУ и БЮТ. Этим же объясняется и отсутствие заметного «продвижения» на Запад ПР.
Образование в политической сфере, таким образом, становится критерием жизнеспособности и выживаемости политической партии, поэтому серьезная политическая сила просто обязана иметь в своем активе образовательный центр по подготовке функционеров различного уровня. Подготовка должна отличаться хотя бы по той причине, что в региональной политике успех определяется формулой «не попадайся, не подставляйся», а в высокой политике требуется обязательно «подставиться», но правильно, так, чтобы виноватыми оказались те, кто «поднял шум». Классическим примером этой политики можно считать «дело Гонгадзе».
Конкретные рекомендации по организации образовательного центра партии достаточно обширны и требуют самостоятельного сообщения…