При этом руководитель профильного парламентского комитета сомневается в последнем, заявляя, что нынешней власти выгодна коррупция в нефтегазовом секторе Украины. Тем временем, как пишет нефтяное обозрение «Терминал», молодая и агрессивная группа компаний продолжает будоражить умы нефтяной общественности страны масштабностью планов относительно своего дальнейшего развития…
Начнем с громкого заявления главы комитета Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Николая Мартыненко, который считает, что масштабы контрабанды на украинском рынке просто колоссальны и ее доля превышает 50%. При этом, по мнению депутата, государство может регулированием рынка добиться того, чтобы запустить простаивающие НПЗ. Но оно этим не занимается, поскольку нынешней власти выгодна коррупция в отрасли. Все бы ничего, и можно было бы списать заявления нардепа на политическую предубежденность, сопряженную с нескрываемым желанием насолить ныне власть предержащим. Однако заявления г-на Мартыненко подтверждены и более конкретными цифрами, изложенными в получившем огласку письме Министерства финансов в адрес Министерства доходов и сборов.
Согласно межправительственной депеше, по итогам 2012 года госбюджет Украины недополучил свыше 4 млрд. грн. из-за сокращения легального импорта бензинов и работы схем по уклонению от уплаты налогов на рынке моторных бензинов. «Расчетные объемы потребления моторных бензинов в прошлом году, которые учитывают импорт, внутреннее производство, экспорт и изменение остатков, отличаются от официальных данных Госкомстата о потреблении бензинов на 936,9 тыс. тонн, или на 22,3%, тогда как в прошлые годы разница не превышала 5%... Указанное дает основание говорить о значительной доле тенизации рынка бензина», - отмечается в документе.
В Минфине уточняют, что потребление бензинов в Украине в 2012 году, по данным того же Госкомстата, сократилось на 2,2% (на 95,2 тыс. тонн) - до 4 млн. 197,5 тыс. тонн. При этом производство бензинов внутри страны уменьшилось значительно больше - на 42,4% (на 1 млн. 201,7 тыс. тонн), до 1 млн. 635 тыс. тонн. Следовательно, дабы покрыть потребности рынка, импорт должен был наоборот возрасти. В то же время, согласно таможенным декларациям, в свободное обращение в 2012 году было отпущено около 2 млн. 33,1 тыс. тонн импортных бензинов, что на 9,2% (206 тыс. тонн) меньше аналогичного показателя за 2011 год.
Таким образом, бюджет недополучил уже упоминавшиеся выше почти 500 млн. долл. только лишь из-за недопоступлений акцизного налога и НДС. А ведь есть еще и дизельное топливо! При этом, как гласят законы физики – если где то убыло, то где то прибыло… Уж не у скандальной ли, в связи с недавними разоблачениями депутата-свободовца, группы компаний «Газ Украина – 2009»? Кто его знает… И кто признается. Тем более что все происходящее ныне надежно покрывается некими могущественными лицами, не желающими откровенно декларировать свой интерес на топливном рынке и делегировавшими права его представлять юному г-ну Курченко.
Возможно, обуздать непростую ситуацию с «засильем контрабанды» удастся в случае реализации заявленных недавно планов именно этой молодой, но агрессивно растущей группы компаний относительно вхождения в украинскую нефтепереработку путем приобретения соответствующих активов. Однако развитие событий по этому сценарию, скорее всего, окончательно сведет до минимума число участников украинского топливного рынка, от маркетинговых решений руководства которых в настоящее время все еще зависит направление его развития и формирование внутренних рыночных трендов.
Как стало известно в начале февраля, «Газ Украина» в настоящий момент ведет переговоры о приобретении НПЗ в Украине и вхождении в нефтедобывающие проекты за пределами страны. В зависимости от их итога будет утверждена стратегия развития на ближайшие семь лет, по истечении которых группа намерена сформировать сеть из 500 АЗС и войти в число лидеров украинского розничного рынка. Как помним, в прошлом году группа фигурировала среди участников переговоров по продаже Лисичанского НПЗ его нынешними собственниками. Тогда не срослось, как будет ныне – покажет время.
Стоит отметить, что к настоящему времени, пользуясь явной поддержкой на самом верху украинской властной пирамиды, всего за несколько лет работы группа вышла на лидирующие позиции на украинском рынке крупнооптовой торговли сжиженным газом и активно добивается того же на рынке светлых нефтепродуктов. Уже сейчас компания реализует энергоресурсы крупным и мелким оптом во всех регионах Украины. Активно развивается и розничное направление группы. В течение последних двух лет в сферу ее непосредственного влияния уже вошли около 150 АЗС, работающих под различными брендами. В частности, партнерами группы на розничном рынке являются компании «Экспогаз», «Автотранс», «Фоб», «Каргаз», «Бест Ойл», «Афган» и ряд других сетей. При этом до конца текущего года планируется расширить розницу еще на 100 заправок. Расширение, естественно, будет осуществляться в наиболее привлекательных с точки зрения экономики регионах, прежде всего в столице и промышленных центрах с высоким уровнем потребления нефтепродуктов и развитой инфраструктурой.
Как видим, – планы «молодых да ранних» не просто впечатляют, они кажутся чрезмерно амбициозными, беспочвенными и не подлежащими реализации. Все бы ничего, если бы проект под названием «Газ Украина – 2009» уж больно не походил на очередную игрушку в руках сильных мира сего. Ведь согласитесь, что, не имея еще недавно за душей практически ничего, так дерзко тягаться за место под солнцем с поднаторевшими за долгие годы работы на рынке «зубрами» смогут не многие.
Все бы и ничего, но пока не совсем понятно, за счет чего «Газ Украина» в случае входа на рынок нефтепереработки будет конкурировать с белорусским и российским ресурсом. Ведь сейчас, поставки нефтепродуктов из стран Таможенного союза (России, Беларуси и Казахстана), по данным Минэнергоуглепрома, облагаются вдвое меньшей экспортной пошлиной, чем поставки нефти на украинские НПЗ. Соответственно, себестоимость производства тонны бензина в Украине выше, чем в России и Белоруссии на 39%, а тонны дизтоплива - на 47,5%. Вариантов ответа тут несколько - либо на высшем государственном уровне уже окончательно решен вопрос о вхождении Украины в Таможенный союз, со всеми вытекающими последствиями и преференциями, либо группа таки намерена замкнуть на себя все энергетические потоки в страну из вне, ведь пока альтернативы относительно дешевым импортным поставкам топлива просто нет…