В свое время известный политический деятель Америки сказал, что отсутствие мечты губит народ. Остается лишь добавить, что такой же эффект имеет и излишнее пристрастие к иллюзиям. Для того, чтобы рассуждать о Европе трезво, нужно понимать, что собою являет европейское пространство. В первую очередь, стоит отметить, что Европейский Союз - не панацея от болезней украинского общества и созданного им государства. Это - мощнейший ценностный фундамент, на котором можно возвести стены демократического прогрессивного государства. В первую очередь, это символ открывающихся возможностей и получения доступу к адекватному инструментарию как для проведения качественных изменений в стране, ревизии мировоззрения и самосознания украинцев, так и для приобретения собственных, индивидуальных благ.
Абсолютно глупо полагать, что Европа - это некий прообраз скатерти-самобранки так полюбившейся пассивным гражданам. Не стоит ожидать, что на следующий день после подписания соглашения об ассоциации, европейские чиновники накроют каждому стол с рыбой и гарниром. Куда важнее тот факт, что Европа может дать Украине ту самую пресловутую "удочку", на которую, в дальнейшей перспективе, мы сможем поймать немало материальных и, не менее нужных, символических благ.
Преимущество Европы в том, что это территория свободы. Свободы обременительной и не совсем удобной, но истинной. В то время, как Азия является закрытым сообществом президентов-магнатов с четко регламентированными и только им известными правилами автократии и тоталитаризма, европейское сообщество открыто для идей и развития. Европейская модель сосуществования неоднородных обществ с разношерстными интересами и разнообразными ресурсами, которым удается балансировать и считаться Меккой демократов, могут послужить лекалом для Украины, на разных концах которой обитают носители разного, а подчас диаметрально противоположного менталитета. Нам стоит отбросить планы по перекраиванию сознания ближнего своего, насаженные несуществующей сейчас коммунистической империей, и поучиться простой толерантности. Взаимопонимание и уважение – разве не это сплочает европейские страны?
Не может не радовать и гуманное отношение к меньшинству. Речь идет не только и не столько о сексуальных или этнических меньшинствах, хотя и об этом не стоит забывать, а о тех, кто примеру, оказался в оппозиции к руководству страны, так как поддерживал другой курс или иных его воплотителей. Наработанные старожилами демократии предохранительные механизмы обязаны защитить мнение каждого, кто имеет голос, а также предотвратить возникновению ситуации строгой зависимости меньшинства от мнения большинства, которое у нас всегда трансформируется в подавляющее. Уверенность в том, что определенной, и немалой, части граждан не придется наступить на горло собственной песне, а государство будет развиваться путем поисков политических компромиссов с наименьшими потерями для общества дорогого стоит, правда?
В виду отсутствия экономического образования, не буду распространяться об экономических выгодах, грядущих после подписания соглашения и развития свободного рынка. Скажу лишь, что в условиях существующей биполярности восприятия прошлого украинского народа, именно история современного экономического успеха может стать катализатором для объединения украинцев и, пусть это звучит цинично, вспышки патриотизма. Я ангажирована на Украину и национальный интерес, но не считаю, что имею право клеймить людей, которые не получили, так называемую, прививку любви к родине. По сути, какой смысл любить страну, которая не просто усложняет твое развитие, а убивает все твои попытки реализоваться на корню.
Несомненным плюсом евроассоциации и интеграции в европейский рынок будет появление (или возрождение) в Украине конкуренции. Казалось бы, кадровый кризис в государстве с таким потенциалом невозможен. Но мы предпочитаем поставлять мозги на иностранные рынки, а здесь же, консервировать монопольную корпоративную политическую и экономическую культуру. Борьба кадров, оценивание по способностям и послужному списку, а не по количеству полезных или влиятельных в той или иной отрасли родственников, будет способствовать становлению адекватной системы распределения рабочих мест и оплаты труда, а также прогрессу в различных сферах и, наконец, смене элит.
Не менее приятным бонусом, лично я считаю возможность присоединиться к европейской традиции запрета рудиментарного и разлагающего элемента политической культуры ХХ века – коммунистической идеологии. Действительно, в связи с ужесточением глобализационных процессов, в противовес им набирают популярности правые партии и их антагонисты – социалисты. Но левые Европы руководствуются постулатами ревизионизма, более «продвинутого» социализма, совершенно отличными от лозунгов членов КПУ. Кроме того, можно пережить памятник Екатерине II в Одессе, но нельзя – бюсты Ленина и памятники Сталину.
Кстати, немалый толчок может получить и украинский туризм. Польский опыт развития Малопольского воеводства может послужить прекрасным примером. Возмещение до 85% расходов Европейским фондом регионального развития дало возможность создать инфраструктуру, которая тут же обросла очагами частного дела: гостиницы, экскурсии, минеральные источники, прокат лыж – соответственно увеличив количество независимых от государства людей и сняв определенную нагрузку с бюджета.
Отдельного разговора стоит тема стоимости билетов «лоукостовых» авиалиний, которым сейчас пресекается заход на украинский рынок. Так, например, литовский студент со стипендией в 700 евро может позволить себе приобрести билет в оба конца Вильнюс-Рим за 60 евро. Таким образом, выходим на новую формулу: Европа – это еще и гарантирование реализации права на свободное перемещение. В стране со средней зарплатой около 3 тыс. гривен – около 70% доходов будет растрачено на пропитание – стоимость «one way ticket» в другой конец родины не может составлять чуть ли не десятую часть дохода. Не удивительно, что по данным социологов больше 70% украинцев никогда не были за чертой своего региона. О качестве «транспортировки» лучше умолчать.
Стоит упомянуть и об «эффекте ровных дорог». Пусть многие и считают аргумент о чистоте европейских улиц и качестве дорог приземленным, теория разбитых окон свидетельствует об обратном. Согласно предположению криминологов, доказанного многократными проверками, если одно окно в доме разбито и никто не поставило новое, рано или поздно не останется ни одного целого окна. Потом наступит фаза мародерства. Кроме того, эксперименты показали, что если на стене возле паркинга появляется неэстетичное граффити, большинство водителей отказываются соблюдать правила парковки, в местах «нарушения порядка» чаще бросают мусор мимо урн, случаются мелкие кражи и т.д. Человек не может быть свободным от социума и как только он видит, что кто-то решил пойти против правил, он, к сожалению, устремляется вслед за ним. Потому, чем меньше поводов для проявления асоциального поведения, тем лучше.
Суммируя, хочется напомнить о том, что мы стоим лучшего. Конечно, можно апеллировать к тому, что каждое общество получает власть, которую заслужило. Так или иначе, правители вышли из «колыбели» существующего социума. Но у нас есть мы. Те, кто каждый день добросовестно выполняет свою работу, кто противостоит коррупционной системе, кто готов становится активным участником гражданского общества, кто хочет думать и анализировать а не поглощать информацию для общепита из центральных каналов. Нас много, так почему бы нам не начать диктовать справедливые правила общего существования. Где-то даже затаились те, кто обеспечили одно из самых ярких воспоминаний моего отрочества – Оранжевую революцию. Неоднозначная тема и, тем не менее, это событие сыграло не последнюю роль в становлении моей личности и моей любви в украинскому народу, осознания того, что он у меня есть. Я глубоко убеждена, что если рассмотреть украинцев сквозь призму западных стандартов и норм, в соответствующих условиях, мы увидим полноценных членов европейского сообщества. Все что нам нужно – шанс это доказать.