2. Во время кипро-архаического периода, в VIII-IV веках до нашей эры, вся территория острова была поделена между десятью городами - государствами. В 673 году до нашей эры ассирийский царь Асархаддон перечислил их на глиняных табличках. Это были Пафос, Курион, Аматус, Китион, Саламин, Китры, Идалион, Ледра, Тамассос и Солы. Город Солы, или Соли, назван в честь легендарного афинского политика и поэта Солона, одного из «Семи мудрецов» Древней Греции, который во время своего десятилетнего путешествия неоднократно бывал на Кипре и подсказал своему другу, царю Сол Филокипру, перенести город в более удобное место, ближе к морю. По версии Валерия Максима, Солон умер и погребён на Кипре. Великий философ Платон возводил свой род к брату Солона, Дропиду.
3. Именно от Солона услышал историю Атлантиды прапрапрадед Платона; он рассказал её прадеду Платона Критию, и благодаря величайшему греческому философу знаем её и мы. По одной из версий, Кипр является частью Атлантиды, вершиной горы. Ушедшая под воду другая часть соединяла Кипр с территорией сегодняшней Сирии – об этом пишет Плиний Старший. Возникший в результате столкновения двух литосферных плит, Африканской и Евразийской, Кипр был одно время соединён с материком – и с Африкой, и с Азией, что не могло не сказаться на фауне острова. В IX веке до нашей эры на Кипре обитали карликовые слоны и бегемоты – им просто не хватало пищи для того, чтобы вырасти до нормальных размеров; весили они около 200 килограммов, а рост бегемотов не превышал восьмидесяти сантиметров. Скорее всего, они были уничтожены первобытными охотниками – ведь первые поселения на Кипре датируются XII-X веками до нашей эры. При раскопках поселения Аэтокремнос на мысе Акротири, расположенном на юге острова, недалеко от современного Лимассола, было обнаружено множество их костей.
На острове найдены чуть ли не первые колодцы в истории человечества – им сегодня более 12 тысяч лет. Древнейшие обнаруженные на Кипре неолитические и халколитические поселения, датируемые VII тысячелетием до нашей эры – Хирокития, Эрими и Сотира.
4. В первую очередь мы знаем Кипр как родину Афродиты, которая вышла из морской пены у скалы, называемой Петра-ту-Ромиу, расположенной в 15 километрах от города Пафос. Согласно Овидию, название своё город получил по имени дочери Пигмалиона и Галатеи; согласно другим версиям, Пафос был их сыном. Широко известно, что Пигмалион был кипрским скульптором, и оживить Галатею помогла ему именно Афродита. Однако Пигмалион далеко не так прост. Отцом его был Бел, или же Ваал (да-да, тот самый Ваал), матерью - Анхиноя, дочь речного бога Нила и внучка Океана, дедом – сам Посейдон, а одной из племянниц – Европа. Неплохие родственные связи, не так ли? Существует мнение, что Пигмалион был отнюдь не простым скульптором, а полновластным царём Кипра, поставленным на царство своим отцом, всемогущим Ваалом. Следующим царём стал Кинир, ведший свою родословную от правящих сирийских династий и женившийся на дочери Пигмалиона и Галатеи, Мефарме. Правда, по другим версиям Кинир был сыном Пафоса или даже самого Аполлона, но это уже не столь важно. Важно то, что именно он основал город Пафос, который сохранил своё название до наших времён. У Кинира и Мефармы было десять детей, самые известные из них – дочь Эвна, ставшая супругой первого царя Саламина, Тевкра; Мирра и Адонис. Адонис, родившийся у Кинира от собственной дочери, Мирры, был настолько прекрасен, что в него влюбилась… сама Афродита. Купальня, в которой Адонис и Афродита предавались любовным утехам, находится неподалёку от города Полиса на северо-западе острова.
Всемирно известный Пафосский храм Афродиты (находящийся нынче в деревне Куклия, в бывшем Палео-Пафосе), возведённый царем Киниром около 1200 года до н.э. на высоком холме, недалеко от места, где богиня, по преданию, вышла на берег Кипра, простоял многие века, неизменно привлекая к себе паломников со всего мира. Всемирное значение Пафосского святилища Афродиты, как религиозно-мистического центра Средиземноморья, стало угасать с наступлением эпохи христианства.
5. Самый частый эпитет для описания Афродиты – «золотистая». Когда она, златовласая, вышла на морской берег, богини времён года, оры, облекли её в златотканую одежду, увенчали золотым венцом, украсили золотым ожерельем и серьгами. Символическим цветом богини считается зелёный – цвет неувядающей природы. Поэтому не случайно в одной из самых популярных на Кипре песен, музыку для которой написал знаменитый греческий композитор Микис Теодоракис, киприоты поют о своей родине, как о «зелёно-золотом листе, брошенном в море»:
Земля лимонных и оливковых деревьев,
Земля объятий и радости,
Земля сосен и кипарисов,
Земля героев и любви —
Все это ты, зелёно-золотой лист,
брошенный в море!
Земля выжженных солнцем долин,
Земля скорбящей Богоматери,
Земля суховеев.
Несправедливости и смерти,
суровых испытаний —
и это тоже ты, зелёно-золотой лист,
брошенный в море!
Зелень покрытых хвойными лесами гор и золото выжженных солнцем долин - основные краски Кипра. Зелёный и золотой цвета присутствуют и на государственном флаге, и на гербе республики. Золотой силуэт Кипра обрамлен зелёными оливковыми ветвями… Это символы свободы и мира, к которым так стремятся киприоты.
6. Фраппе, он же холодный кофе – самый популярный на Кипре напиток. Киприоты любят пить его без молока и без сахара, «скето»; мы же, наоборот, просим добавлять побольше молока и сахара. Культура питья кофе существует на Кипре с незапамятных времён, и в многочисленных кофейнях всегда множество посетителей. Существует даже шутка о том, как определить, насколько приехавший на Кипр турист адаптировался к местной жизни. Если вы пригласили друзей в кофейню поболтать и собираетесь уйти через полчаса, то вы, вероятно, просто решили удивить их своей скоростью. Если встреча на кофе длится два часа, значит, вы уже немного разбираетесь в кипрской культуре. Если же встреча продолжается пять часов и больше – вы свой. Безусловно, это шутка, но в каждой шутке, как известно, есть лишь доля шутки – остальное правда. Рабочий день у многих начинается и заканчивается в кофейне; если же времени и возможности выйти с работы нет, кофе заказывают прямо в офис. Несмотря на размеренный темп жизни, доход на душу населения на Кипре составляет около 25 тысяч долларов США в год, а минимальная зарплата – около тысячи евро в месяц, что, например, почти в 10 раз больше, чем в Украине. Киприоты живут не по принципу «Давайте сначала решим все проблемы и начнём жить», а, наоборот, придерживаются другого принципа: «Давайте жить и наслаждаться жизнью, а проблемы будем решать по дороге».
7. Кипр и Троя. Что у них может быть общего? Выясняется, что общего очень много.
В VII веке до нашей эры была создана древнегреческая эпическая поэма «Киприи», повествующая о мифических событиях, ставших причиной Троянской войны, о начале войны и её первых битвах. «Киприи» можно рассматривать как предыстрию «Илиады», поэма входит в так называемый «Эпический цикл». Начинается поэма с рассказа о том, как Гея страдала от множества людей, переполнивших землю. Зевс сжалился и решил устроить войну, чтобы облегчить её ношу. Авторство поэмы приписывали самому Гомеру – возможно, отсюда пошла легенда о том, что сам он родом с Кипра. По наиболее распространённой версии, Гомер передал поэму в качестве приданого за свою дочь легендарному поэту Стасину, которого называют Кипрским.
Гораздо позже римский поэт Нинний Красс написал «Кипрскую Илиаду» - переработку «Киприй».
Псведо-Аполлодор рассказывает нам, что ещё перед началом Троянской войны, когда Парис уговорил Елену отплыть с ним в Трою, разгневанная Гера наслала сильную бурю, и они причалили к берегу Кипра, где провели много времени. Кроме Париса с Еленой, на Кипре перед началом войны побывали и брат Агамемнона Менелай вместе с Одиссеем. Они потребовали от царя Кинира выделить для участия в походе пятьдесят кораблей. Кинир передал им роскошные доспехи как дар Агамемнону – тот будет сражаться в них под стенами Трои; а также обещал выслать пятьдесят требуемых кораблей, но… обманул греков. В назначенный день к греческим берегам подошёл лишь один корабль, кормчий которого по указанию Кинира опустил на воду сорок девять игрушечных глиняных корабликов, тем самым формально выполнив обещание. При раскопках в древнем кипрском городе Аматусе было найдено множество подобных корабликов – считается, что их клали в могилы царям для путешествия в мир мёртвых. Агамемнон был страшно разгневан поступком Кинира, но времени и возможности отомстить у него не было.
После окончания Троянской войны многие эллины, возвращаясь в родные места, волею судеб оказались на Кипре. Самый известный из них, пожалуй, брат Аякса Тевкр. После возвращения на родной Саламин он был незаслуженно проклят отцом за то, что не спас брата, и изгнан из дому. По указанию Аполлона он переселился на Кипр, который прошёл с запада на восток и основал на восточном побережье город Саламин – в память о своей родине.
Кроме Тевкра, на Кипре оказался один из предводителей аркадцев, царь Тегеи Агапенор со своим войском. Сыновья Тесея, Акамант и Демофонт, также поселились на Кипре. Демофонт основал город Эпею, который Филокипр позднее переименовал в Солы.
Царица Дидона, сестра Пигмалиона, основала знаменитый Карфаген, куда прибыл бежавший из Трои Эней. «Парубок моторный» и Дидона полюбили друг друга, и, возможно, Эней так и остался бы в Карфагене, если бы не Зевс, через Гермеса напомнивший ему о великой миссии – плыть к берегам Италии и основать там великое государство, новую Трою. А если вспомнить, что матерью Энея была Афродита, мы вновь и вновь возвращаемся к Кипру.
8. Самое ценное на Кипре – это деревни. Именно в деревнях, в отличие от космополитичных городов, сохранился сам дух острова, сама его суть. Каждая деревня уникальна и прекрасна, в каждой можно найти свою жемчужину – будь то церковь XV века или небольшой музей. Центр деревни обычно вымощен красно-оранжевой плиткой, и в нём обязательно находятся пять непременных заведений, пять атрибутов любого кипрского селения. Во-первых, это клуб, или же культурный центр, всегда находящийся в прекрасном состоянии, просторный и оборудованный всем необходимым для отдыха мужчин. Да-да, женщин в клубе вы практически никогда не увидите. Я, например, не видел. В клубе есть один или несколько залов, просторная кухня, телевизор и столики для игры в нарды; заполнен клуб обычно вечером, тут смотрят футбол, играют в карты, пьют кофе и узо и обсуждают местные новости и мировые проблемы. Рядом с клубом обычно расположен небольшой открытый амфитеатр – тут проводятся спектакли и концерты. Следующий непременный атрибут центра деревни – кафенио, небольшое или, наоборот, большое кафе в традиционном стиле. Затем – обязательно, - «bet», букмекерская контора, где азартные киприоты делают ставки на результаты спортивных соревнований. Обычно это футбол и скачки. Ну, и два последних – периптеро, или киоск, где можно купить всё необходимое, и парикмахерская, часто с почти антикварными креслами и таким же парикмахером. Если вы видите все эти заведения вместе, значит, всё в порядке и основы кипрского мироздания не потревожены.
9. Правители на Кипре сменялись не только в результате наследования или военных завоеваний. Остров продавали и даже дарили. Например, великий Юлий Цезарь преподнёс его в подарок Клеопатре, той самой знаменитой Клеопатре, которая была седьмой, последней царицей в роду Птолемеев, и её брату Птолемею XIII. Правда, это был не любовный жест, а политический шаг. Более тысячи лет спустя Ричард Львиное Сердце, который 11 мая 1191 года именно на Кипре, в Лимассоле, обвенчался со своей невестой, принцессой Беренгарией Наваррской, а затем был коронован как король Англии, продал остров за 100 тысяч безантов Ордену тамплиеров, которые так и не смогли выплатить полную цену. В итоге Ричард перепродал остров бывшему королю Иерусалима Ги де Лузиньяну – тот вернул тамплиерам задаток в размере 40 тысяч и доплатил Ричарду оставшиеся 60 тысяч безантов. Так начался франкский период в истории Кипра.
Ну, а уже в новой истории Великобритания взяла остров в аренду у Османской империи. Произошло это так – во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов Турция несла значительные потери, и Великобритания предложила ей свою помощь, но не безвозмездно – для размещения своих войск и флота британцам нужен был Кипр, занимающий стратегическое положение в Восточном Средиземноморье. 4 июня 1878 года между Оттоманской Имерией и Великобританией было подписано лизинговое соглашение, согласно которого остров остаётся в собственности турок. Пятого ноября 1914 года, учитывая то, что Турция вступила в Первую мировую войну на стороне Германии, Великобритания объявила об отмене лизингового соглашения с Турцией, а также о том, что Кипр теперь является частью империи. 24 июля 1923 года в Лозаннском мирном договоре, подписанном странами Атланты и Турцией, принадлежность Кипра к Великобритании была признана официально.
10. История христианизации Кипра захватывающа и удивительна. После начала гонений на христиан в Иудее многие из них оказались на Кипре. Главной персоной, одним из наиболее известных и почитаемых на острове людей стал родившийся на Кипре Иосиф из рода Леви, святой апостол Варнава, принявший христианство и основавший Кипрскую церковь. Именно через него в христианскую общину был принят Савл, будущий апостол Павел – Варнава и Павел вместе учились у рабана Гамлиэля ха-Хакена в Иерусалиме. В 45 году нашей эры, когда Кипр входил в состав Римской империи, Варнава, его племянник Марк-Иоанн, которого большинство современных исследователей считают тем самым апостолом Марком-евангелистом, который погребён нынче в Венеции, и апостол Павел прибывают на Кипр, в родной город Варнавы, Саламис, и проходят весь остров с востока на запад, проповедуя христианское учение в основном среди евреев, в синагогах. В горной деревне Калопанайотис есть памятный знак у места, где Павел и Варнава крестили Ираклидия – первого епископа Кипрской церкви. Путь апостолов лежал в Пафос, который был тогда столицей острова. В Пафосе находилась резиденция римского проконсула Сергия Павла, который призвал к себе Марка, Павла и Варнаву, чтобы узнать больше о слове Божием. Состоявший при проконсуле иудейский маг и чародей Елима пытался воспрепятствовать этому, но апостол Павел поразил его временной слепотой. В результате Сергий Павел стал первым в истории римским проконсулом, принявшим христианство.
Традиционные христианские тексты указывают, что в 61 году Варнава был убит своими соотечественниками после диспута в одной из синагог в Саламисе. Апостол Марк, который был свидетелем этого, похоронил его. Мощи святого были обретены в 478 году архиепископом Анфемием Кипрским, которому трижды являлся ночью святой Варнава и указывал место своего погребения. И действительно, Анфемий, следуя указаниям апостола, обнаружил недалеко от Саламиса в пещере под рожковым деревом гробницу святого Варнавы. На груди апостола лежало переписанное его рукой Евангелие от Матфея, по преданию, положенное в могилу самим евангелистом Марком.
Обретение мощей апостола Варнавы и находка евангелия стали решающими аргументами в деле обретения Кипрской церковью автокефалии. Анфемий отправился в Константинополь и подарил евангелие и часть мощей императору Флавию Зенону, в результате чего собравшийся по настоянию императора Синод подтвердил решение Третьего Вселенского Собора об автокефалии Кипрской церкви. С тех пор архиепископы Кипра имеют право подписывать официальные документы киноварью, носить пурпурную мантию и императорский скипетр. После возвращения на Кипр архиепископ Анфемий на средства императора Флавия Зенона возвёл на месте обретения мощей монастырь апостола Варнавы; сейчас монастырь находится на территории Северного Кипра.
Интересно, что святому Варнаве посвящён знаменитый Ноттингемский собор в Англии.
11. Несмотря на оккупацию в 1974 году турецкими войсками 36 процентов территории острова (Кипр – третий по размеру остров в Средиземном море после Сицилии и Сардинии, его площадь составляет 9251 кв. км, население обеих частей, южной и северной – около 1,15 миллиона жителей) международным признанием в качестве единственного на острове законного государства пользуется только созданная 1 октября 1960 года Республика Кипр. Суверенитет его формально распространяется на всю территорию Кипра, поэтому жители, перемещённые с северных территорий, всё ещё числятся жителями оккупированных городов и деревень и выбирают своих мэров. Таким образом, у Фамагусты, Кирении, Морфу есть свои мэры из числа греко-киприотов, все мэрии оккупированных городов находятся в Никосии. У каждого из оккупированных районов, или епархий, есть также свой митрополит. При этом провозглашённая в 1983 году Турецкая Республика Северного Кипра никем, кроме Турции, в мире не признана. Самолёты, например, летают туда только с территории Турции. Тем не менее, сама Турция до сих пор официально не признаёт Республику Кипр, несмотря на то, что Кипр является членом ЕС и всех основных европейских и мировых организаций. На турецких картах южная территория Республики Кипр указывается как «Временная греческая администрация Южного Кипра». В свою очередь, на территорию Республики Кипр невозможно попасть, если вы прибыли на остров из Турции или через порты и аэропорт на Северном Кипре.
Сегодня сообщение между обеими частями острова значительно упростилось. Более того, множество турко-киприотов, которые родились на Кипре, а не приехали на Северный Кипр из Турции, а их сегодня на территории ТРСК не более одной трети из 300 тысячного населения севера, обращаются за паспортами Республики Кипр и без проблем получают их. Паспорт страны, входящей в ЕС, ещё никому не помешал.
Интересный факт – в Северной Никосии находятся резиденции послов США и Британии, но это не означает признания этими странами ТРСК, скорее наоборот – посольства находились там до войны 1974 года и смена их местоположения продемонстрировала бы, что США и Великобритания не признают суверенитет Республики Кипр над всей территорией острова.
12. С Кипром непосредственно связаны два лауреата Нобелевской премии. Первый из них – один из крупнейших греческих поэтов 20 века Йоргос Сеферис, в 1963 году удостоенный Нобелевской премии по литературе. Сеферис родился в 1900 году недалеко от Смирны, учился в школе в Афинах, в 1925 году окончил юридический факультет Сорбонны и начал дипломатическую карьеру, венцом которой стала пятилетняя каденция в качестве посла Греции в Великобритании с 1957 по 1962 год.
Сеферис впервые приехал на Кипр в ноябре 1953 года и моментально влюбился в остров – весь уклад жизни киприотов напоминал ему о детских годах. Поэт писал о «Кипре, зацелованном волной, созданном напоминать мне родину». На Кипре впервые после почти семилетнего перерыва к Сеферису вернулись стихи. Сборник его стихов Imerologio Katastromatos III был вдохновлён Кипром. Как дипломат, Сеферис принимал активное участие в разрешении кипрского конфликта.
Йоргос Сеферис неоднократно останавливался в Платресе, горной деревне в Троодосе. «А в Платрах соловьи тебе всю ночь уснуть мешают», - писал Сеферис в стихотворении «Елена». Сегодня в Платресе открыт «Зал Йоргоса Сефериса», культурный центр, в котором действует постоянная выставка, посвящённая творчеству первого греческого Нобелевского лауреата в области литературы.
Второй лауреат – это Кристофер Писсаридес, получивший (совместно с Питером Даймондом и Дейлом Мортенсеном) премию в области экономики совсем недавно, в 2010 году, за создание теории взаимодействия между рынком труда и макроэкономикой. Сегодня эта теория является одной из основных моделей экономики. Кристофер Антону Писсаридес родился в 1948 году в Никосии в семье греков-киприотов, перебравшихся в столицу из кипрской деревни Агрос. После окончания Панкипрской гимназии он поступил в университет Эссекса в Великобритании, где получил в 1971 году степень магистра. После этого он продолжил свою научную деятельность под руководством японского экономиста и математика Митио Морисимы в Лондонской школе экономики и политических наук, где в 1973 году получил докторскую степень. С 1976 года Писсаридес является профессором Лондонской школы экономики и председателем лондонского Центра макроэкономики; в 2011 он стал Почётным членом Американской экономической ассоциации и был также избран Президентом Европейской экономической ассоциации, в 2013 году посвящён королевой Великобритании в рыцари. Сейчас Кристофер Писсаридес живёт в Лондоне и на Кипре, он является профессором Университета Кипра и Председателем Национального Совета по экономическим вопросам Республики Кипр.
13. Кипр стал источником вдохновения для многих литераторов. Один из самых известных примеров – пьеса Уильяма Шекспира «Отелло». Венецианский мавр, история которого была пересказана Шекспиром, использовавшим в качестве первоисточника новеллу итальянского писателя и учёного Джованни Батиста Джиральди по прозвищу Чинтио, душил Дездемону не где-нибудь, а именно на Кипре, в Фамагусте. Любой экскурсовод покажет вам сегодня башню Отелло. По наиболее распространённой версии, прототипом Отелло послужил венецианский комендант Кипра Христофоро Моро, управлявший островом в 1505-1507 годах, который, по иронии судьбы, мавром как раз и не был. Согласно другой версии, прототипом Отелло послужил некий служивший на Кипре капитан Франческо да Сесса, за свой тёмный цвет кожи известный как Мавританец, за совершённое преступление высланный обратно в Венецию в цепях.
Одна из наиболее известных британских писательниц XX века Дафна Дю Морье, как и Йоргос Сеферис, была вдохновлена горами Троодоса. В 1936 и 1937 годах она дважды приезжала на Кипр; в первый раз она провела на острове сентябрь 1936 года, остановившись с мужем и дочерью в «Forest Park Hotel» в Платресе. Мы тоже останавливались в этом отеле и видели запись, сделанную Дафной в гостевой книге отеля. В свой первый приезд писательница завершила семейную хронику «The Du Mauriers». Именно на Кипре была написана большая часть самого, пожалуй, знаменитого романа Дю Морье, «Ребекка», экранизированного в 1940 году великим Альфредом Хичкоком; фильм получил две статуэтки «Оскар». Трудно представить, как Дафне Дю Морье удалось написать триллер в готическом стиле, находясь в идиллической атмосфере горного Кипра. Думаю, это было непросто.
Писатель Лоренс Даррелл, брат другого писателя и натуралиста Джеральда Даррелла, широко известного своими книгами о животных, горячо любил Грецию и хорошо знал греческий язык. После жизни на Корфу, Крите, в Александрии и на Родосе Даррелл перебрался в Белград, где работал пресс-атташе британского посольства. Из Югославии писатель переезжает на Кипр. Он жил на Кипре с 26 января 1953 по 26 августа 1956 года. Лоренс Даррелл купил себе небольшой дом в Беллапаисе, недалеко от Кирении, и преподавал английский язык в Панкипрской гимназии в Никосии – той самой, которую окончил много лет спустя Нобелевский лауреат Кристофер Писсаридес. В 1954 году Даррелл возглавил Департамент по связям с общественностью колониального правительства Кипра и стал редактором журнала «Cyprus Review». Кипр дал Лоренсу Дарреллу вдохновение – основное время он посвящает творчеству; в своей переписке с Генри Миллером Даррелл упоминает, что с марта 1953 года начал писать роман «Жюстин», первую книгу своего знаменитого «Александрийского квартета». Он закончил «Жюстин» летом 1956 года, в то время, как на острове начала разгораться антиколониальная борьба. Свои впечатления и воспоминания о Кипре Лоренс Даррелл описал в романе «Горькие лимоны», который был написан всего за шесть недель и опубликован в 1957 году; роман немедленно стал бестселлером и был удостоен литературной премии «Duff Cooper Prize». «Горькие лимоны» вызвали большой отклик в греческой литературе – в диалог с Дарреллом вступили кипрский поэт и новеллист Костас Монтис и греческий писатель и дипломат Костас Руфос.
Кстати, писать книги о животных Джеральд Даррелл начал именно по совету своего старшего брата.
Уже в наши дни события войны 1974 года стали основой сюжета романа «Рассвет» британской писательницы Виктории Хислоп.
14. Вскоре после создания в 1814 году в Одессе тайной греческой революционной организации «Филики Этерия» греко-киприоты приняли активное участие в её деятельности. Архиепископ Киприан и митрополиты с 1818 года стали членами «Филики Этерия» - на остров тогда прибыли трое этеристов, местом их встреч был подземный ход, соединяющий Панкипрскю гимназию, открытую в 1812 году Киприаном, и находящуюся напротив Архиепископию. Киприоты со всех концов острова тайно отправлялись в Грецию воевать.
Генерал-майор русской армии, участник войны 1812 года Александр Ипсиланти возглавил организацию в 1820 году и вскоре через этериста Димитриоса Ипатроса спросил Кипрана, примкнёт ли Кипр к вооружённой борьбе. Киприан ответил, что Кипр, не имеющий ни вооружённых формирований, ни флота, поможет революции деньгами и снабжением. 8 октября 1820 года Ипсиланти через этериста Анастасиоса Пелопидаса передал архиепископу из Измаила письмо благодарности, сообщив, что «открытие школы (то есть революции) приближается».
6 марта 1821 года началось восстание, 1 мая Ипсиланти был разбит турками у Галаца, в июне этеристы потерпели поражение при Драгашанах. 10 апреля 1821 года, в первый день Пасхи, в Константинополе был повешен Константинопольский патриарх Григорий V, чьё тело было впоследствии переправлено в Одессу и погребено в Свято-Троицком греческом соборе. На Кипре развернулись не менее драматические события. Турецкий наместник Кучук Мехмет арестовал многих видных киприотов и приступил к конфискации оружия. Ситуация ухудшалась, и Киприану посоветовали покинуть остров. Архиепископ отказался покидать свою паству. 9 июля 1821 года Кучук Мехмет обязал всё православное духовенство острова явиться в Никосию. В этот день архиепископа Киприана публично повесили, трёх епископов обезглавили. Всего за пять дней кровавой расправы было убито 476 священнослужителей и несколько тысяч мирян.
Сегодня греко-киприоты вместе со всей Грецией каждый год торжественно отмечают 25 марта – именно в этот день в 1821 году началось восстание в Пелопоннесе и была провозглашена независимость Греции. До обретения независимости Кипром оставалось тогда ещё почти сто сорок лет.
15. Старейший в Украине Одесский Археологический музей был основан в 1825 году как Одесский городской музей древностей. Сегодня в фондах музея хранится самая большая коллекция археологических источников по древней истории Северного Причерноморья – основной фонд музея составляют более 170 тысяч экспонатов. Здание, в котором находится сейчас музей, было выстроено в 1883 году по проекту архитектора Феликса Гонсиоровского в основном на средства городского головы Одессы Григория Григорьевича Маразли; среди меценатов музея – чета Воронцовых, основатель и первый директор музея Иван Петрович Бларамберг, дальний потомок Византийских императоров князь Родион Николаевич Кантакузин, граф Потоцкий. А уже в наше время здание отремонтировано и отреставрировано за счёт средств созданного в 1979 году Фонда Анастасиоса Левентиса, бизнесмена и мецената, уроженца Кипра. А.Г. Левентис (1902 – 1978) был первым почётным представителем Кипра в ЮНЕСКО. В общей сложности Фонд Левентиса вложил в ремонт и модернизацию музея около миллиона долларов США. На первом этапе был издан каталог кипрских и греческих древностей из коллекции музея (коллекция кипрской скульптуры является гордостью античного собрания музея); на втором этапе были отремонтированы основные залы первого этажа и вестибюль, заменены крыша, электрические сети и канализация; на третьем этапе изготовлены новые музейные витрины.
Программа помощи от Фонда Левентиса начала действовать в 2000 году, а предшествовало этому посещение музея Васосом Карагиоргасом, советником Фонда по вопросам археологии. Он приехал в Одессу изучать памятники кипрской культуры и узнал о тяжёлом положении, в котором находился музей. Отремонтированный и отреставрированный музей открыл свои двери в 2003 году, на открытии присутствовали председатель Фонда А.П. Левентис.
Одесситам будет приятно узнать, что галереи Фонда А.Г. Левентиса, представляющие античные кипрские экспонаты от начала бронзовой эры и до конца Римского владычества, открыты также в Британском музее, Музее Фицуильяма в Кембридже и в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.