Хронология всех этих высказываний говорит о том, что в мире изменился «украинский тренд». Благоприятная политическая конъюнктура, длящаяся уже более трех лет, постепенно меняется на более жесткий и прагматичный подход Запада в отношении нашей страны и их собственных взаимоотношений с Москвой. И действительно, российская агрессия на Донбассе объединила весь Западный мир вокруг нашей страны. Однако, с течением времени стало очевидным, что Украина слишком превратно понимает помощь и поддержку со стороны США и многих Европейских государств. Тотальная коррупция, в том числе, в военной отрасли. Отсутствие реальных результатов в расследовании практически всех преступлений, в том числе во время Майдана. Формирование правящего клана и контроль за СМИ. Кумовство и отсутствие системных реформ. Это далеко не полный перечень всего того негатива, который с каждым днем становится все более очевидным для наших зарубежных партнеров.
Требуя от Брюсселя и Вашингтона введения все новых и новых антироссийских санкций, товарооборот самой Украины с Россией, напротив, увеличивается. Российский бизнес прекрасно себя чувствует в Киеве, а украинские компании, в том числе, в энергетической сфере, продолжают успешно работать со своими российскими коллегами. Кроме того, последние решения Конгресса и Сената США о введении дополнительных санкций в отношении Москвы, лишь усугубили существующие в Европе противоречия. Причем тут Европа, спросите Вы? Все очень просто. Так называемые антироссийские санкции очень больно бьют по ряду крупных европейских компаний, о чем недвусмысленно заявили практически все первые лица европейской политики. Далее. Дональд Трамп, вынужденный подписать этот пакет санкций, не устает повторять, что отношения с Россией сегодня достигли дна по причине ситуации в Украине, а потому необходимо находить выход из этого положения. Причем, выход исключительно политический. Несколько дней назад, во время совместного брифинга с Президентом Финляндии, Глава Белого дома заявил, что не Россия является сегодня угрозой мировой коллективной безопасности. Сирия, КНДР - вот основные взрывоопасные точки в мире. И Россия может играть в решении этих глобальных вопросов существенную роль.
Что же выходит? С одной стороны, начались серьезные геополитические разборки за влияние на Ближнем Востоке. С другой стороны, Европейская экономика начинает очень чувствовать влияние собственных санкций. А с третьей стороны, сама Украина начинает вызывать исключительно раздражение у всех заинтересованных сторон. Нам уже открыто дают понять, что далее так продолжаться не может. И что, если мы не начнем реальную борьбу с коррупцией и не прекратим политику двойных стандартов, Запад окончательно от нас отвернется. Весенний Саммит Украина – ЕС был лишь первой ласточкой. И не стоит обнадеживаться бравыми заявлениями ряда американских политиков или присутствием на параде ко Дню Независимости министра обороны США Меттиса. Это, скорее, попытка продемонстрировать Кремлю свое влияние на Украину. Однако, подобные месседжи никак не влияют на де-эскалацию конфликта на Донбассе. Скорее, это может вызвать ответную негативную реакцию.
Как бы там ни было, следует сказать, что медовый месяц, затянувшийся на три года между нашей страной и Западным миром, подходит к концу. И следует признать, что мы, как государство, бездарно распорядились этим шансом. Даже субъектом международных политических раскладов так и не стали. До сих пор судьбу Украины решают в Вашингтоне, Берлине и Москве. Иногда, в Минске. Почему? Да потому, что вся политическая верхушка Украины находится на крючке у наших заокеанских старших товарищей. Они там все и про всех знают. До поры до времени им это выгодно. Они ведут свою игру в противостоянии с Россией. Украина для них лишь плацдарм. А вот, для Европы Украина начинает быть в тягость. Слишком много мы создаем проблем, и слишком мало европейский политикум получает пользы от игры на нашей стороне. Означает ли это, что Европа может кардинально изменить свои взгляды по отношению к России и отказаться от поддержки нашей страны? Не думаю. Но то, что в треугольнике Вашингтон – Брюссель – Москва наметились некоторые изменения, уже очевидно. Причем, эти изменения, так или иначе, связаны с ситуацией на Донбассе и решением этого конфликта.
Таким образом, можно говорить о том, что политическая осень началась с очень четких сигналов Запада к Украине в отношении того, что общемировой тренд будет претерпевать изменения. И нашей стране необходимо занять правильную и взвешенную позицию, и заняться уже, наконец, реальными реформами в стране. Судя по всему, ожидание этих преобразований уж слишком затянулись…