Нужны ли стране непопулярные реформы для преодоления кризиса? Безусловно, да. Однако европейский опыт показывает, что ликвидировать необходимо не следствия, а причины, приведшие к этому кризису. Поэтому, убежден, что начинать нужно не с сокращения социальных программ, а с ликвидации всех государственных и полугосударственных надстроек, в которых через коррупционные схемы «уходят в песок» миллиарды гривен. Примеры? Пожалуйста! «Укрзализниця», «Укравтодор», «Укрэнерго», «Энергоатом», «Нафтогаз», ГАСК и т.д. Говоря другими словами, кардинальных изменений не бюджет выживания, а радикальная смена бюрократической системы и коррупционной регулирующей функции государства. Поэтому нынешние потуги правительства «сэкономить» на культуре, образовании, здравоохранении и социальных выплатах, не способны преодолеть не то что кризисные явления в экономике, но могут привести к еще большей социальной напряженности в обществе. Реформы за счет бедных никогда не приносят успеха и не могут стать фундаментом выхода страны на новый этап развития.
269 депутатов, которые поддержали программу Яценюка (т. е. правительства), намертво затянули пояса старикам, студентам, работникам образования и здравоохранения. А ведь еще вчера, больше половины избранников из правящей коалиции говорили о том, что данную Программу принимать категорически нельзя. Правда, за ночь изменили свое мнение. Видать, нашлись АРГУМЕНТЫ. Последовательные наши. И принципиальные.
Не думаю, что кто-нибудь из голосовавших за этот документ, во время своей избирательной кампаний обещал своим избирателям, что:
1. Сократят практически все льготы и не будут индексировать пенсии.
2. Увеличат нагрузку преподавателям и отменят стипендии для студентов.
3. Увеличат пенсионный возраст и сократят льготы Чернобыльцам и многодетным семьям.
4. В разы увеличат тарифы на газопотребление и другие услуги ЖКХ, и много других изысков...
Значит в очередной раз, все тяготы кризиса ложатся на плечи самых незащищенных слоев населения. Не говоря уже о том, что малый и средний бизнес благополучно «пойдут на дно», а мелкие аграрии попросту разорятся. А те, кто довел страну до состояния дефолта, будут и дальше прекрасно себя чувствовать.
Более того, какой смысл декларировать финансирование до 5% ВВП на ОБОРОНУ и ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, если коррупционные схемы в этих ведомствах не ликвидированы? Система, при которой «с успехом» разворовывались 1,5% ВВП, не способна перестроиться. А это значит, что тройное увеличение государственного финансирования опять может быть размыто внутри громадного и коррумпированного бюрократического аппарата.
И это еще не все. Я не увидел в этой Программе трех основных направлений, о которых заявляли ВСЕ, как о первоочередных реформах. А именно:
- когда будет внедрена реформа местного самоуправления и децентрализация? Нет ответа.
- почему нет четких сроков и исполнителей кардинальной чистки прокуратуры? Нет ответа.
- когда, кто и по каким критериям будет осуществлена судебная реформа? А в ответ тишина.
Ни сроков, ни ответственных, ни цифр.
Хотя нет, ответственные все же есть. Это те 269 депутатов, которые своим голосованием поддержали право правительства и других органов власти на законных основаниях издеваться над людьми.
Ведь именно по вышеописанному будет соткан бюджет-2015. Остается надеяться, что многие депутаты одумаются и не утвердят в новом бюджете ТАКОЕ сокращение социальных программ. И пересмотрят многие совершенно несправедливые нововведения. Особенно для бюджетной сферы.