Несколько дней назад общественная организация «Громадський Контроль» опубликовала некий рейтинг, основанный на результатах исследования аналитических показателей Системы публичных электронных закупок ProZorro. Рейтинг, где, к примеру, наша Харьковская область заняла место в нижней части списка, вызвал определенный интерес и был активно «подхвачен» СМИ. Создатели рейтинга, пожалуй, с самого начала метили на определенную претенциозность, ведь увидев публикацию с заголовком «Рейтинг областей по открытости для бизнеса», мы предполагаем получить несколько другое содержание. Представленные же показатели явно имеют очень косвенное отношение к заявленной теме. Фактически, в публикации происходит подмена понятия «свобода ведения бизнеса» понятием «открытость/доступность государственных закупок». Конечно же, госзакупки играют важную, но явно не ключевую, роль во внутренних экономических процессах страны и формировании бизнес-климата.
Количество - не всегда качество
Кроме всего, даже приведенные в этой попытке анализа показатели не отображают реальной картины в государственных закупках. Так, авторы оценивают лишь часть параметров, которое могут характеризовать открытость торгов, не говоря уже о явно некорректном показателе «Количество конкурентных торгов», который изначально ставит в неравные условия регионы Украины из-за банальной разницы в размерах бюджетов. Таким образом, даже при 100% закупок, проводимых через систему Прозорро, лидерами будут области с бОльшими размерами консолидированных бюджетов и, соответственно, большим количеством закупок. Впрочем, с абсолютными показателями всегда так – сами по себе, они не дают объективного представления о происходящем.
Средняя температура
В случае с показателем «Средняя цена одного тендера в конкурентных торгах» история несколько иная – это, скорее, пресловутая «средняя температура по больнице». Этот индикатор, в интерпретации авторов, должен был демонстрировать «желание местной власти открывать рынок бюджетных закупок для малого и среднего бизнеса». Однако он, как раз, это желание никак не и не демонстрирует, поскольку крайне сложно определить сколько лотов в более доступном (по мнению авторов, чем ниже стоимость лота, тем доступнее он для МСБ) ценовом сегменте реально было выставлено на торги. Простой пример: «В области A было проведено 10 торгов с 7 лотами по 200000 грн. и 3 по 20 млн.грн. Средняя цена лота, составила 6,1 млн. грн. Область Б, за этот же период провела тоже 10 торгов с 2 лотами по 200 тыс. грн. и 8 лотами по 6 млн. грн. Средняя цена лота, при этом, составила 4,8 млн.грн. Вроде бы, власти области Б больше «желают открыть свои госзакупки», а в реальности мы видим, что в области А гораздо больше возможностей для малого бизнеса». Здесь более корректно применять средневзвешенные показатели, а еще лучше - разбивку массива на стоимостные сегменты.
Еще одним фактором, искажающим данные показатели, является наличие на территории области государственных предприятий, которые в принципе не относятся к сфере управления местных властей.
Вовлеченность
Если же мы говорим о вовлеченности местного бизнеса в процесс госзакупок, то авторы, на мой взгляд, абсолютно необоснованно упускают показатель, доступный на платформе Prozorro, а именно количество участников торгов, где, например, Харьковская область уверенно занимает 2-е место среди регионов с показателем 3805 единиц. Еще одним более-менее объективным критерием вовлеченности бизнеса можно назвать показатель «Количество предложений на торги», который по нашему региону составляет 2,78, при среднем по Украине – 2,61.
Конечно же, все вышеперечисленное не делает Харьковский регион лидером. Поверхностный мониторинг показывает, что наша область держится в середнячках по многим показателям (что, впрочем, признают областные власти). Однако при этом по Харьковщине наблюдается определенная позитивная динамика. Да и по таком важному для нас с Вами, налогоплательщиков, показателю как «экономия» (достигнутая за счет проведения аукционов) наша область держится на 4-м месте среди регионов с показателем экономии 48,63 млн.грн (по итогам 2016 года).
Итог:
система Прозорро, признанная одним из лучших мировых образцов комплексной электронной системы для госзакупок, дает нам с Вами почти неограниченные возможности для мониторинга и проведения сравнительного анализа эффективности закупок, проводимых государством (по выражению разработчиков – «даёт обзор на 360 градусов»). Но этот высокоточный инструмент в неумелых руках может стать если не «Ящиком Пандоры», то уж точно взрывным устройством направленного действия. И мне действительно жаль, что люди, которые называют себя экспертами, могут так искажать (намеренно или нет), казалось бы, вполне объективные данные. Вдвойне удивительно, что это «исследование» проводилось за счет американской USAID.
P.S. Все представленные данные можно найти в свободном доступе на аналитической части портала Прозорро - bi.prozorro.org. И каждый из нас может составить собственное представление о том, что, где и когда покупает для нужд государства.
P.P.S. При этом, я уверен, что грамотно оставленные рейтинги являются хорошим стимулом для властей, ведь никому не хочется быть в аутсайдерах :)
P.P.P.S. Главным «бичом» на пути экономического развития нашего государства я лично считаю коррупцию. И госзакупки, к сожалению, до сих пор являются одним из сердец, подпитывающих этого монстра.