В один из последних дней показали финальный блок «Национальной программы», интригой которого был вопрос – начнут ли показывать фаворитов в этом блоке, или нет.
Первые три фильма в секции – «Голос», «Стена», «Под веками» – не выдерживают никакой критики. Они банальны, посредственны и единственное, на что способны - заставить зрителя ерзать от скуки в кресле. Эмоционально нейтральная лента «May be» спекулирует на теме мужского и женского взгляда на отношения, но, по большому счету, ничего не способна дать зрителю.
Следующие две короткометражки значительно выделяются на фоне остальных, правда, из-за того, что выбирать, в принципе, не из чего. Режиссер Александр Ратий в прошлом году стал обладателем главного приза национальной программы за фильм «Возвращение». В этот раз Ратий представил на «Молодости» новую ленту – «Простые вещи», ранее показанную в специальной программе Short Film Corner в Каннах и на Одесском кинофестивале. «Простые вещи» Ратий снимал, получив денежный приз от «Молодости». Это фильм о дружбе двух женщин, которым далеко за 60, они одиноки, дети разъехались, единственное, чем они заняты – разговорами с котом и телефонными беседами. Смерть одной из них не становится для ее подруги помехой для общения. Ратий апеллирует к одиночеству в фильме, психологизму и сентиментальности, впрочем, от этого менее веселым фильм не становится.
Наиболее же содержательной была работа «Я тебя знаю» Марии Пономаревой. Главная героиня фильма – мать-одиночка, у которой не ладятся отношения со взрослым сыном. Она ищет ему новую квартиру, а он целыми днями пропадает на работе. Как-то раз риелтор советует ей расслабиться и подумать о себе, и именно этот вечер принесет ей много неожиданности. «Я тебя знаю» - режиссерский дебют Пономаревой в игровом короткометражном кино - сумел стать оригинальным исключением в последнем блоке «Национальной программы», и, что самое главное, при просмотре этого фильма не возникает вопрос – что же он делает на «Молодости»?
Российский участник основного конкурса – «Класс коррекции» Ивана И. Твердовского – еще один фильм, который может похвастать аншлагом в зале.
«Класс коррекции» – отдельный класс для детей с проблемами умственного или физического развития, хотя, по сути, это своеобразная резервация, школьное гетто, из которого мало кому удается перейти в обычный класс. Именно в «класс коррекции» и попадет после долгих лет домашнего заточения Лена – девочка-инвалид. С развитием событий в фильме куда отчетливее понимаешь, что ученики «класса коррекции» инвалиды не в физическом, общепринятом смысле, они инвалиды в выражении любви, жестокости, человеческого отношения.
«Класс» Твердовского – лауреат “Кинотавра” – продолжает его документальную работу «Собачий кайф», в которой подростки развлекаются кратковременной потерей сознания. В «Классе» тоже свои «забавы» – игры под поездом.
Это не прилизанная мелодрама о подростковой любви, которая сглаживает все углы, наоборот, – это самая плотная концентрация жестокости на один кинопоказ во всей фестивальной программе. Отвратительная «реальность» картины и правда в лоб провоцирует, скорее, оцепенение, нежели желание отвернуться и не смотреть. Казалось бы, подобное уже видели и проходили в фильмах Гай Германики, но Твердовский открывает в российском авторском кино нечто новое, но не менее жуткое и беспросветное, не скатываясь до уровня обычной чернухи.
«Класс коррекции» – это декорации, способные более ярко гиперболизировать жестокость общества. Он не претендует на открытие, не предлагает новизну зрителю или решение проблем, да и зачем: главное, что звучит он громко, мерзко и красноречиво.
Следующий фильм конкурсной программы стал самым громким кинособытем «Молодости». Фильм Виктории Трофименко «Братья. Последняя исповедь» собрал несколько сотен зрителей. После столпотворения и давки в зал попасть все-таки удалось, хотя, куда более точно было бы сказать – в зал просто внесли.
Но не все сразу. Затянувшийся на час официоз с торжественными спичами Министра культуры Евгения Нищука, Главы Госкино Филиппа Ильенко и поименное представление половины съемочной группы откладывали то, ради чего собственно все и собрались – фильм «Братья. Последняя исповедь».
В основе сюжета «Братьев» – роман «Шмелиный мед» номинанта на Нобелевскую премию шведского писателя Торгни Линдгрена. Трофименко переносит действие романа в Карпаты, и так скандинавская история превращается в абсолютно украинскую притчу.
Это психологическая драма о двух братьях-гуцулах Войтко и Святославе, которые ненавидят друг друга. Их ненависть тянется всю жизнь и единственное, что можно сделать, – принять исповедь и отпустить. Писательница, приехавшая прочитать лекцию о святых и работать над романом о Христофоре, поселяется в доме у Войтко и постепенно становится связующим звеном двух братьев. Будучи старыми, больными и озлобленными единственное, что держит их в этом мире – соперничество: кто переживет брата, тот и выиграет.
В жизни двух мужчин все было общим: дом, быть, мать и вскоре и женщина – Ивга, жена Святослава, трагическая история которой не дает им покоя 40 лет. Теперь же, с появлением писательницы, память возвращается к ним и братья рассказывают ей свою историю и со временем начинают отожествлять ее с Ивгой.
Отдельный момент в фильме – аутентичный язык, который действительно спасает картину, не будь его – фильм бы трещал по швам со своей неправдоподобностью. Кроме того, для большинства актеров «Братья» – дебют, что особенно сказывается на восприятия картины. В ней нет известных телевизионных или сериальных лиц, способных превратить хорошее фестивальное кино на мыло.
«Братья. Последняя исповедь» Трофименко – это действительно тот случай, когда за украинский фильм в конкурсной программе краснеть не пришлось.