Как-то эти концерты в Филармонии оказались рядом – вначале турков, а затем греков. Да, а про «Филики Этери», что возникла именно в ОДЕССЕ 200 лет тому, в Греции знают все. Это такая себе тогда «подпольная организация», которая занималась подготовкой освобождения от ига Османской империи. Нас, одесситов, радует, что хоть это здание сохранилось.
Вначале чуть истории: с самого началаОдесса была очень греческой, ещё больше французской, хотя жило множество немцев. Здесь до «того самого парохода печали» (депортации ВСЕХ греков на ОДНОМ корабле в 1946 году) обитало великое множество их. Они считали эту землю своей, много, ОЧЕНЬ МНОГО ЧЕГО, для Одессы сделали и им с депортацией ещё повезло.
Концерт с конспиративным названием «Gr 2014 EU» (председательство Греции в Евросоюзе в 2014 году) обещал приезд певицы Мины Полихрону. Но вначале было открытие: речь, С БУМАЖКИ, зачитывал на греческоческом Чрезвычайный, полномочный посол Греции в Украине, он специально приехал из Киева, затем переводчик на русском, тоже С БУМАЖКИ.
В программе были исключительно произведения для симфонического оркестра, но на греческие НАРОДНЫЕ мелодии (?). Началось всё с Александра Глазунова, потом следовал Морис Равель, затем греческие композиторы (их, и греков в целом, фамилии на 4-5-6 слогов). В целом репертуар был таким себе «этносимфо» классикой. Глазунов задел меня тем, что у него в «Увертюре №1» больше было «Востока», чем греков. Но что мы сами знаем кроме сиртаки? да ещё Микиса Теодоракиса?
Вокал красавицы Мины Полихрону конечно же не мог быть как у Марии Каллас, да и первая вещь, составленная из обработок народных песен, не позволяла услышать её истинный голос. Благо затем удалось, он оказался неплох, весьма неплох, даже хорош (хотя в «этносимфо» его проявить непросто).
Сам же репертуар был эдаким из серии «современная музыка – это нечто нудное, тягомотное и заумное» (характеристика почитателей «классики» и мелодичности). Я, лично, томилась, вслушиваясь в изыски нашего оркестра (получить удовольствие сложно, но можно, - уж больно предсказуема этого вида музыка). Благо был Микис Теодоракис, и он и был «Микисом Теодоракисом» - фактически гением.
Возвращаясь к РЕЧАМ с бумажки, отмечу, что обращением нашего дирижёра Хобарта Эрла (американца, всеобщего любимца), на ПЛОХОМ, но УКРАИНСКОМ (на русском он давно щебечет), то он «купил» моё «украинское сердце».
Концерт был приурочен «Дню освобождения Греции», 25-ого марта; а также председательству Греции в Евросоюзе в этом году. Возникают тут всякие «попутные» вопросы: а что мы знаем о греках в наших южных землях, одесских в том числе; что мы помним про ИХ хунту и времени «чёрных полковников»; неужели кроме сиртаки и Теодоракиса к нам ничего не дошло?
Далее, а есть ли у нас гениальные композиторы НЕ начала и середины прошлого века? Ой, кажется, всё-таки есть… Есть ли у нас градостроители величины Георгия Маразли и почему Палеологи – прямые наследники Византийских императоров предпочитали в своё время жить и быть похороненными здесь, в Одессе?
P.s. в рамках «Gr 2014 EU» открылось 2 выставки, одна из которых «Виставка гравюр студентів факультетів образотворчих мистецтв вищих навчальних закладів Греції на тему «Іліада-Одіссея»» (название без бумажки не воспроизвести).