Кризис в Македонии: уроки для Украины

Затяжной перерыв в пленарной деятельности Верховной Рады может обернуться неожиданным позитивом для наших народных избранников: у них появится время вдумчиво протестировать собственный инстинкт политического самосохранения,  проанализировав  развитие парламентского кризиса в Македонии.

Протест в Скопье, Македония
Фото: EPA/UPG
Протест в Скопье, Македония
Напомню: 26 апреля в Скопье, столице Македонии, мирная демонстрация обернулась разгромом парламента. Участники демонстрации ворвались в здание и напали на законодателей после того, как спикером был избран этнический албанец.

Этнический вопрос очень критичен для Македонии. Интенсивные столкновения между македонцами и сепаратистскими группировками албанцев, составляющих этническое меньшинство в этой балканской стране, начались в 2001 году. К концу 2001 года вооруженное противостояние между албанскими боевиками и македонским правительством закончилось. Было достигнуто соглашение о перемирии. Но конфликт не исчерпался, он перешал в латентную фазу.   В 2008 году, когда Косово провозгласило независимость от Сербии, Македония официально признала Косово, во многом из-за противоречий между албанцами и македонцами внутри самой Македонии.

Новейший политический кризис активизировался в декабре 2016 года, когда победившая на выборах Национал-консервативная партия  не смогла сформировать правящую коалицию. Переговоры с потенциальными партнерами не привели к успеху: возникли разногласия по поводу требования этнических албанцев придать албанскому языку в Македонии статус официального. В свою очередь, оппозиция в лице Социал-демократического союза Македонии заручилась поддержкой проалбанских партий, и в обход парламентской процедуры был назначен новый спикер – этнический албанец.  Противники такого решения увидели в этом угрозу суверенитету государства  и пошли на штурм парламента. При этом европейские политики в македонском вопросе фактически стали на сторону оппозиции.

Проведу ряд чувствительных параллелей с украинской действительностью:

1. Де-факто парламентского большинства в Украине тоже нет.  Коалиция недееспособна. Кворум в парламенте ситуативен. Если Банковой не хватает голосов, она их банально «докупает».  

Вывод: что бы ни говорили представители так называемого большинства, Украину скоро ждут очередные парламентские выборы.

2. Если в Македонии Европа ставит на оппозицию в силу цивилизованности триггера «оппозиция-правящая коалиция», в Украине этот вариант точно не сработает.  Хотя бы потому, что оппозиций в Украине несколько, и многие из оппозиционеров активно «сотрудничают с властями».  

Вывод: Украине нужны новые политсилы, оппозиционные к самой коррупционной сути всего нынешнего парламента. Эти силы должны взять на себя ответственность за экономический рост, урегулирование конфликта на Донбассе, победу над коррупцией в высших эшелонах власти, действенную децентрализацию. Причем они не должны прятаться за аморфной ширмой термина «политическая ответственность». В Уголовном Кодексе Украины и так написано все, что надо политикам для стимулирования их труда.

3. Конфликт с албанскими сепаратистами в Македонии и отделение Косово от Сербии – прямые аналогии с Донбассом и Крымом. Македонская власть, несмотря на тактические перемирия, не смогла эффективно побороть сепаратизм в своей стране.

Вывод: временные, тактические перемирия снимают остроту конфликта, но не могут разрешить ситуацию стратегически. Власть должна выработать стратегию в таком важнейшем вопросе, как сохранение суверенитета и территориальной целостности Украины. Полумеры и «договорняки» не пройдут.

4. Во избежание кризисов политикам важно придерживаться законов и процедур,  в т.ч. парламентских. Если депутаты нарушают установленные ими же законы и регламенты, то почему на это не имеют права простые граждане? В Украине за последнее время сразу несколько раз при принятии важных решений громко нарушался регламент. Тут можно вспомнить и попытку назначения  аудитора НАБУ, и появление военных в  зале заседаний Рады.

Вывод: народ имеет право требовать от своих депутатов качественной  работы и соблюдения регламента.

В Македонии в очередной раз яблоком раздора стал языковой вопрос. В Украине он уже минимум с президентских выборов 2004 года является одним из ключевых. Наши политики вначале начинают  его педалировать в своих интересах, а лишь затем задумываются о последствиях, которые, как обычно, оказываются плачевными.

Вывод: в чувствительных вопросах, к которым можно отнести национальные, языковые и религиозные,  прежде всего нужна взвешенность. Самое малозначимое решение может обернуться минимум ростом социального напряжения в и так перенапряженном экономическими проблемами обществе.

Пленарная неделя в украинском парламенте начнется 15 мая. У народных депутатов есть время подумать. Пока избиратели еще не собрались на штурм здания с круглым куполом.  Я не имел в виду столичный цирк.

Андрій Ніколаєнко Андрій Ніколаєнко , Український політик, громадський діяч, дипломат
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram