Минуло более 1000 дней и ночей. Рана уже меньше кровоточит, но еще болит. Нам ведь так и не сказали, что же на самом деле произошло три года назад. Кто за этим чудовищными событиями стоял, кто все это координировал и финансировал. Или это все трагическая цепь случайностей и совпадений? Мы так и не узнали правду. С доказательствами, фактами и аргументами. Следственные группы, парламентские комиссии, общественные инициативы, специальные расследования СБУ, - все эти действия не привели к главному. Нет результата. Нет основных виновных и покаранных. А потому, остается недосказанность, взаимные упреки и скрытая агрессия. Именно скрытая агрессия и становится уже третий год подряд источником возможных провокаций. Все находятся в состоянии слухов, сплетен, мифов и инсайдов. И всем этим очень умело пользуются наши враги. Именно те, кому мирная и цветущая Одесса стоит поперек горла, кто жаждет крови и разрухи, кто мечтает о каком-то реванше. Слишком благодатная почва для идеологического противостояния, замешанного на личностных обидах, задетых чувств и эмоций.
В Одессе всегда была, есть и будет частица «пророссийскости». И дело тут не в названиях улиц, которые можно отменить, или снова принять. Дело даже не в декоммунизации или языке Пушкина. Такова история, и таков генокод этого города. Да, да, история бывает не только у стран и народов. История бывает у городов. И эта история не всегда совпадает с официальной позицией исторических реалий государства. Сегодня это называют сепаратизмом. И любые воспоминания или чествования своего прошлого, особенно периода Второй мировой, воспринимаются нынешними адептами современного украинского национализма, как предательство. Но это совершенно не так. Это ошибочная и разрушительная философия. Патриотизм часто становится разрушительной силой. Не признавая и отвергая любой иной взгляд на события. А зря.
Сегодня Южная Пальмира стала по-настоящему украинским городом, с европейской ментальностью и поликультурным мировосприятием окружающего мира. Более 120 национальностей. Десятки языков под единой «крышей» одесского суржика. Разные традиции. И вся эта гремучая смесь всегда уживалась в единой дружной семье. Каждый лишь дополнял другого, а вместе это и была Одесса. Знаменитая Одесса, воспетая классиками, которой нельзя насильно овладеть. Никому не принадлежит монопольного права на «свою» Одессу. Никто не сможет установить здесь такие догмы, которые не будут восприняты. Так было всегда. Одесса – РУССКОЯЗЫЧНЫЙ УКРАИНСКИЙ ГОРОД, воздвигнутый и созданный великими европейцами.
И вот три года назад, 2 мая 2014 года, эта идиллия и единство пошатнулись и превратились в противостояние друг другу. Жесткое, кровавое, беспощадное. Идеологическую отстраненность и жизнелюбие одесситов, тогда просто растоптали. Сначала на Греческой, а после - в Доме Профсоюзов. Именно, с того дня, в жизнь мирной Одессы прочно вошли такие понятия, как злоба, агрессия, ненависть, желание мстить. Причем, не всегда понятно, кому и за что. Но главное, что смогли добиться инициаторы той трагедии, так это пошатнуть незыблемый, казалось бы, дух и исконно Одесский стержень межчеловеческих отношений. Вбить клин между людей по политическим и идеологическим признакам. Создать постоянно тлеющий конфликт. Который так легко разжигать, превращая его в регулярные столкновения «патриотов» и «ватников», «сепаров» и «бандеровцев», любителей Достоевского и Шекспира.
Следует признать, что огромная вина лежит на действующей власти. В том числе, местной. Чего только стоит Решение сессии горсовета о возвращении старых названий улиц, в числе которых улица имени Валентины Терешковой. Той самой Терешковой, которая, будучи депутатом Гос Думы, голосовала за аннексию Крыма. Совершенно провокационное решение, лишь добавляющее масло в огонь накануне 2 мая. И не важно, что это решение отменили. Буквально за пару дней, город вновь успел поделиться на «Мы» и «Они», на «выигравших» и «проигравших», на своих и чужих… Волна противостояния вновь нависла над городом. И конечно, вина лежит на всей правоохранительной системе. Три года Одесса ждала правды. Правды о тех днях, правды о той трагедии. Но чем дальше люди понимали, что единой правды не будет, каждый формировал «свою» правду. Зачастую, совершенно далекую от реальных обстоятельств. И сегодня, никого уже не переубедить. Да, эмоций поубавилось. Время, как говорится, лучший доктор. И вроде, в обществе просматривается тенденция к примирению и взаимопониманию. Но кто-то невидимый, постоянно пытается нарушить эту хрупкую невидимую конструкцию. Раскачать ситуацию и вновь возбудить в людях самые низменные и негативные чувства. И у каждой из сторон, своя мотивация. Российскому телевидению нужна постоянная картинка про ужасы украинских реалий. Ряду украинских политиков нужен рейтинг, который лучше всего формируется на противостоянии, протестах и конфликтах. Лучше, с идеологической подоплекой. Украинским активистам и патриотам нужно все время о себе напоминать, а потому они не задумываясь, провоцируют конфликтную ситуацию, регулярно подбрасывая в информационное пространство провокационные темы, типа «мовного питання». Да и противники нынешнего мэра и губернатора, готовы использовать этот шанс для дестабилизации ситуации в регионе, для достижения своих политических целей. Совершенно не задумываясь о катастрофических последствиях, которые могут обернуться трагедией.
Вот в такой атмосфере живет сегодня Одесса. Вот в такой социальной системе координат мы и подходим к третьей годовщине тех чудовищных событий. К уже третьему для всех нас 2мая. Говорят, что «…Одесса – улыбка Бога». Что ж, славная биография нашего города на раз доказывала, что Вселенная оберегает этот оазис гениальных людей и неповторимой атмосферы. Я верю, что и на этот раз, несмотря на попытки в очередной раз раскачать качели и вселить во всех страх, Одесса выстоит. Главное, чтобы каждый одессит и те, кого приютила Одесса – мама, осознавали свою ответственность за судьбу города. Давайте будем бдительными, мудрыми, выдержанными и не позволим сталкивать нас лбами. Ненависть к Одессе никогда не приставала. Она всегда отторгалась.
Так что, ни у кого ничего не выйдет. И не надейтесь. «Не дождетесь!», как говорят на Привозе…