Принятие этого закона стало промежуточным успехом многолетних усилий инициативных общественных организаций и новоизбранного Уполномоченного Валерии Лутковской. Украина одна из первых в 2006 году ратифицировала Факультативный Протокол к Конвенции ООН против пыток, который и обязывал создать или назначить национальный превентивный механизм против пыток и жестокого обращения. Но, как часто бывает, наше государство подписывает много международных документов, а вот исполнять их не торопится.
Так и в случае с НПМ: подписание и ратификация состоялись мгновенно, а вот работа по имплементации затянулась на долгие 6 лет. Все эти годы общественные организации вели кропотливую работу, в успех которой верили лишь единицы. Но вот и эта страничка стала историей и НПМу уже один год. Что удалось достичь за такое короткое время?
Вот несколько важных фактов, которые не лежат в статистических показателях: открытых уголовных производствах и количестве уволенных начальников – директоров. Все они пока неощутимы, но набранный темп позволяет надеяться, что вскоре ситуация с жестоким обращением и пытками в местах несвободы изменится кардинально.
НПМ впервые привлек внимание к такому явлению социальной жизни, как места несвободы. Там миллион наших сограждан ежегодно находятся под тотальным контролем государства, которое принимает за них абсолютно все решения. Начиная от того, что они будут кушать на завтрак, и заканчивая тем, когда их смогут проведать родственники и близкие. Наше государство долгие годы наращивало систему мест несвободы и теперь их насчитывается более 6000 (!).
НПМ заставил задуматься государственные органы, а среди них и социальный блок (здравоохранение, социальную сферу и образование), милицию, пенитенциарную службу и пограничников, что все их клиенты: задержанные, арестованные, заключенные, больные, подопечные и воспитанники – такие же граждане, как и они. После того, как окончится их срок пребывания в местах несвободы, они ДОЛЖНЫ вернуться в громаду и стать снова полноценным ее членом.
НПМ поставил вопрос о том, что одна няня в доме-интернате для детей с тяжелыми формами инвалидности просто физически не может накормить 14 деток 5 раз в день, учитывая тот факт, что на кормление одного ребенка она должна тратить 30-40 минут. И что в СИЗО, в банный день невозможно помыть смену арестованных в 300 человек в душевой на 6 кранов за выделенные 3 – 4 часа, причем по инструкции каждому должно выделяться 30 минут на эту процедуру.
НПМ выяснил, что, оказывается, многие учреждения социальной реабилитации никого не реабилитируют, медицинские – никого не лечат, а пенитенциарные никого не исправляют. Они просто существуют в структуре государственных органов и учреждений, осваивают миллионные ежегодные бюджеты, выплачивают премии сотрудникам, получают новые звания и должности и при этом забывают о своем главном предназначении заботиться/охранять/лечить/перевоспитывать наших сограждан.
НПМ объединил уже более 150 неравнодушных людей – простых граждан, которые, жертвуя своим временем и ресурсами, совершенно безвозмездно регулярно посещают такие места несвободы и каждый раз «открывают» их для всего украинского общества.
Список достижений нашего «младенческого» НПМа можно было продолжать. Главное, что удалось ему за такой короткий срок, – продемонстрировать потенциал обычных людей – нас с вами. И что мы можем изменить многое.
Всегда вспоминаю слова моего хорошо друга-англичанина, с которым давно общаюсь: «Обычные люди способны делать необычнее вещи». И это на 100% относится к НПМ.