И хотя договоренности о том, что можно разглашать, а что нет, почти всегда и всеми соблюдаются, на самом деле некоторые вещи для того и произносятся, чтобы о них стало известно всем, иначе в таких беседах нет никакого смысла и дополнительных очков в глазах общественности так не заработаешь. А поскольку Пивоварский подал в отставку, я с облегчением снимаю с себя груз ответственности за неразглашение.
Впрочем, чего-то сверхсекретного министр не сказал. Единственное, чего он мог опасаться, как мне показалось, так это нетипичной и непринятой среди министров откровенности, ведь у людей, ставших министрами, часто сносит крышу от собственной значимости. Более того, когда-то считалось, что если от этой значимости тебя не распирает, то ты не министр, а мальчик для битья. Пивоварский, снимая шкуру с липкого апельсина и совершенно не стесняясь, признался, что подконтрольные Мининфраструктуры предприятия с чистой совестью игнорируют не только приказы министра, а и премьер-министра. Уволить их без того, чтобы обнаружить в их карманах кокаин, почти невозможно.
Пивоварскому понадобился почти год, чтобы сменить главу Укравтодора Сергея Пидгайного. С ним я тоже беседовал. Он говорил, что Пивоварский непрофессионал, что правительство не дает на дороги денег. Пивоварский говорил, что Укравтодор не умеет работать. Роман Хмиль, который присутствовал на той встрече и который отвечает в министерстве за развитие дорожной отрасли, говорил, что-то вроде того, что этого монстра – Укравтодор – только могила исправит.
В это время общественность бурно обсуждала возврат техосмотра автомобилей. Пивоварский говорил, что это требование ЕС, но ТО могут проводить частные СТО, которые, к тому же, будут нести материальную ответственность. В адрес министерства полетели проклятия. Должен сказать, не вполне заслуженные. Хотя я заметил министру, что, будучи частным СТО, я попросту откажусь проводить ТО, потому что не могу и не хочу контролировать, что происходит с машиной, которая выехала за мои ворота. Пивоварский тут же понял, что в его концепции есть существенный прокол. «Оппа, надо будет запомнить и продумать», - сказал он.
Прошлым летом в интернете набирал популярность сайт «Стрелочник», на котором был выложен компромат на заместителя Пивоварского Владимира Омеляна и его жену. Ну как компромат – творчески изложенная компиляция вымышленных фактов. Самого министра удостоили отдельной рубрики «Очки Пивоварского». Мочили его ежедневно и креативно. Пивоварский сказал, что неизвестные пиарщики сделали на него какой-то неземной красоты коллаж, который министр предлагал выкупить. В целом, он высоко оценил свою собственную травлю.
Попытки сместить Пивоварского с должности предпринимались не один раз, и заказчик денег не жалел. По разным оценкам, на кампанию против министра неизвестным инвестором было потрачено около полмиллиона долларов. Но это не убавило очков Пивоврскому. Но и не добавило, разумеется.
Единственный, кто жаждал крови министра не за деньги, а от души, был одесский губернатор Михаил Саакашвили, который сначала смешал с грязью Дениса Антонюка, главу Укравиаслужбы, обвинив его в работе на Коломойского. А потом нацелился и на самого Пивоварского, и на фоне решительного и бесстрашного Саакашвили счет был не в пользу министра с внешностью ботана.
Пивоварский пришел в министерство из нефтяного бизнеса по приглашению главы администрации президента Бориса Ложкина, который, будем откровенны, еще не предложил никого, кто заведомо был непрофессионалом, все как раз наоборот, и в том состоял «коварный» план Банковой. Можно сказать, что Пивоварский представлял в правительстве президента, как и Абрамавичус, Яресько, Згуладзе и другие. Не секрет, что в прошлом году Порошенко и Яценюк договорились о том, что у главы государства будет в кабинете своя квота. Так они и жили. Пока падающий вниз рейтинг Яценюка не потащил за собой и рейтинг президента и пока Джо Байден не финализировал известный всем диагноз: «Господа, я что-то не понял - а где реформы?»
На той «секретной» встрече министр инфраструктуры пытался быть убедительным в том, что в отрасли были бы существенные перемены, если бы правительство кое-что для этого сподобилось сделать. Например, для ремонта и строительства дорог нужно создать Дорожный фонд в составе госбюджета. Фонд должен наполняться дорожным акцизом «с пистолета», который платит каждый, кто заправляется на АЗС. И эти деньги логично тратить исключительно по назначению. По оценкам Пивоварского, речь шла о 40 млрд грн в год. Это 2 млрд долларов. Мировой банк и ЕБРР в последние годы выделяют в виде кредитов в среднем по 500 млн долларов на дороги европейского значения, как, например, Киев-Харьков. Так что двух миллиардов хватило бы на четыре таких дороги. Но вне Дорожного фонда деньги тратятся на что угодно, только не на дороги. И ситуация до сих пор не изменилась, создание Фонда заблокировано премьером.
В прощальном интервью Пивоварский сказал, что даже фонд оплаты труда министерства на 2016 год стал еще меньше, чем был, хотя в ведомстве состоялось существенное сокращение персонала. Вот в том зеленом «небоскребе», который в Киеве на проспекте Победы, сидят всего 260 сотрудников Мининфраструктуры, которое занимает несколько этажей, а не все здание, как многим кажется. На своей встрече с блогерами Ложкин, кстати, тоже отметил забавную деталь – если сократить сотрудников того или иного ведомства, зарплаты оставшихся больше от этого не станут, их нельзя распределить между теми, кого не уволили – не позволяет законодательство.
Пивоварский далеко не первый, кто говорит, что с такими зарплатами профессионалов привлечь нельзя. Не может человек, отвечающий за компанию с годовым оборотом в миллиард, получать 3 тысячи. Даже на недавнем Одесском антикоррупционном форуме, где Саакашвили разоблачал олигархов-коррупционеров, замгенпрокурора и прокурор Одесской области Давид Сакварелидзе почти все свое выступление посвятил именно этому – нищенским зарплатам. И только «диванная сотня» глумится над тем, что чиновникам всегда и всего мало.
И вот настал момент, когда министр вынужден подать в отставку, поскольку надежды на изменение ситуации больше не осталось. Садясь в это кресло, он отмерил себе год. Год прошел. По его словам, семья ему сказала «довольно», ведь речь шла уже не о потере политических очков, а о невозможности ни что-то сделать, ни обеспечить себя самого. Впрочем, политиком он не стал, поскольку занимался не политикой. В этом месте читатель скажет, что не нужно жалеть «бедных» министров. Но Пивоварского отличает то, что он не был замешан ни в одном скандале.
Он говорил, что западное финансирование зарплат на первые два-три года было бы спасением. Кто обвинит Украину в том, что она «продалась» Западу? Россия? Черт с ней. А, например, министр внутренних дел Арсен Аваков, правая рука Яценюка, считает это ненормальным и недопустимым. Хотя новая полиция появилась и существует на деньги вездесущего Госдепа, и Земля не сошла с орбиты. Наоборот, Аваков теперь с удовольствием символизирует реформу милиции, оттеняя и Госдеп, и Эку Згуладзе, которая построила полицию своими руками.
Отчет Яценюка и министров его кабинета 11 декабря был сорван идиотской выходкой депутата Барны, взявшего премьера за причинное место. Потому и Пивоварский не смог отчитаться перед парламентом. Но что-то мне подсказывает, что его не стали бы слушать, поскольку это никому неинтересно. Думаете, кто-то из депутатов готов слушать о новом весовом контроле на дорогах?
Представьте, что в стране на ключевых дорогах появляются безостановочные комплексы, которые на ходу взвешивают машины, и если зафиксирован перегруз, за машиной выезжает инспекция, работающая по принципу новой патрульной полиции. Водитель и его работодатель получают квитанцию о штрафе, и пока груз не будет распределен между несколькими машинами, никто никуда не едет, чтобы не разрушать дороги.
– Вы что, хотите под раздолбанный асфальт закопать комплекс за десятки тысяч долларов? – спрашиваю я.
– Да, чтобы не убивать дорогу дальше, – говорит Хмиль.
Этот проект стартует весной 2016 года. И начавшийся процесс корпоратизации Укрзализныци и Укрпочты уже необратим. И проект «открытое небо» с США уже не отменить.
С другой стороны, нет задачи рыдать над судьбой конкретного чиновника. Ну, будет другой министр, и это принципиально мало что изменит, пока существуют эти правила игры, игры в которой нужно бороться за зарплаты, а не за качественные реформы.
Я пожаловался Пивоварскому, что дорога из Львова в Ивано-Франковск и далее в Карпаты отвратительная, а ведь это туристическое направление. Он показал рукой знак ОК, удовлетворенно сощурил глаза за очками и сказал, что через Бибрку и Бурштын дорога уже нормальная. Я навел справки, оказалось, что так и есть. Когда поеду в Карпаты кататься на лыжах, проверю лично.